С легким шведским акцентом

Кто заполнит нишу премиум-товаров...

Кто заполнит нишу премиум-товаров, если уравниловка в доходах потребителей выводит на первое место фактор цены

Считается, что невысокая разница в доходах между бедными и богатыми – это лучше для общества, чем огромная пропасть. Оно и понятно: люди довольны своей жизнью, уровень которой можно оценить фразой «как у всех», а потому социальное напряжение сведено к минимуму. Классическая модель уравниловки создана в благополучной Швеции, где уровень дохода 10 % наиболее обеспеченных граждан лишь в 6 раз выше, чем у самого бедного населения. Такая же ситуация сложилась и в Беларуси. Как правило, небольшой коэффициент расслоения характерен для экономически развитых стран, в то время как во многих государствах Африки и Латинской Америки богачи имеют капиталы, в десятки раз превышающие доходы своих нищих сограждан. В то же время достаточно однородное распределение ресурсов не дает производителям пространства для маневра – потребителями с равными доходами в большинстве случаев движут одни и те же мотивы, перечень которых, к сожалению, весьма ограничен.

Не  до  шику

В нынешней ситуации главный «двигатель торгового прогресса» в Беларуси – это приемлемая цена товара при наличии хороших функциональных характеристик. Об эмоциональной составляющей говорить пока не приходится: взывать к чувствам белорусского потребителя, не имея «рациональных» аргументов, довольно затруднительно. А те самые 10 % нашего населения, у которых доходы повыше, чем у других, к отечественным брендам относятся с некоторой прохладцей и предпочитают отовариваться за границей, утверждают специалисты. При таком раскладе местным производителям не позавидуешь… Работа по снижению издержек идет туго и со скрипом, хотя резервы есть. О глобальном сокращении персонала речи быть не может, при том что рынок заставляет приобретать высокотехнологичное оборудование, которое по определению требует меньше рабочих рук. Сырье дорожает быстрее, чем конечная продукция. В то же время ритейлеры призывают: давайте продавать не ценой, а ценностью. Наличие товаров премиум в ассортиментной линейке, действительно, позволяет перекрыть невысокую рентабельность в эконом- и среднем ценовом сегменте. Однако доходы подавляющей части потребителей находятся примерно на одном уровне, причем не очень высоком.

Перед  доходом все  равны…

Если опираться на данные официальной статистики, то по итогам первого полугодия 2010-го менее 10 % домашних хозяйств Беларуси располагали доходом свыше 1,2 млн. рублей на человека в месяц. И в кризисный год обозначилась совершенно четкая тенденция: бедные богатели, а богатые беднели, что привело к еще большему сокращению показателя экономической дифференциации. Если в 2008 году разница в доходах 10 % наиболее обеспеченных и самых небогатых жителей страны составляла 5,9, то в 2009-м она уменьшилась до 5,6. Так, по данным выборочного обследования домашних хозяйств за 2009 год, содержимое кошельков людей, проживающих в сельской местности, увеличилось на 1,3 %, в городской – снизилось на 1,6 %. И если материальный достаток горожан в 2008 году был на 37 % выше, чем у сельчан, то в 2009-м этот показатель уменьшился до 33 %. Кроме того, 10 % наиболее обеспеченных белорусов увеличили свои доходы лишь на 13 %, в то время как 10 % самых бедных – на 19 %.

Не  выше,  но  ниже

Мировой опыт пока не дает однозначного ответа на вопрос, где же находится та самая золотая середина в расслоении общества, при которой минимальное социальное напряжение не препятствует экономическому росту. Верхней точкой кипения считается превышение в 10—12 раз. Кстати, в США этот показатель несколько выше, но сторонники хорошо выраженной дифференциации доходов обращают внимание на тот факт, что отсутствие тотальной уравниловки является стимулом к упорному труду. Ведь в любом обществе есть прослойка людей, которые насквозь пропитаны иждивенческими настроениями. И если они могут позволить себе жить практически так же, как и преданные своему делу труженики, это уже повод для беспокойства. Не исключено, что со временем группа бездельников начнет резко пополняться новыми приверженцами, не желающими работать.

Кстати, пример Швеции с ее социализмом сегодня уже далеко не столь безупречен. Недавно Центральное объединение профсоюзов страны провело исследование, которое показывает: в структуре доходов шведского населения за полтора десятилетия произошли просто драматические изменения. Так, с 1991-го по 2007 год самая богатая «десятина» жителей повысила свои доходы почти вдвое — на 88 %. За это же время доходы беднейшей десятой части шведских подданных увеличились лишь на 15 %. Специалисты бьют тревогу: в стране, претендовавшей на звание самого богатого и равноправного общества, начался обратный процесс расслоения на богатых и бедных. И эта тенденция характерна для многих индустриально развитых стран…

Премиум-витрина

Надо полагать, что и в Беларуси будут происходить изменения в этом направлении. Заметны законодательные подвижки, которые позволяют работодателям стимулировать наиболее работоспособных сотрудников длинным рублем, вносятся коррективы в применение Единой тарифной сетки… Ритейлеры в свою очередь прогнозируют в ближайшие 2—3 года развитие премиальной розницы, которая сегодня пока еще находится в зачаточном состоянии. Торговля уже получила определенный карт-бланш в ценообразовании и при необходимости воспользуется этим в полной мере. Только на полках, предназначенных для людей с тугим кошельком, скорее всего, будет выставлен зарубежный товар. Если, конечно, белорусские производители не обратят на этот сегмент самое пристальное внимание…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter