О премьере в Купаловском театре - "Чайка"

С легким намеком

Премьерная «Чайка» художественного руководителя Национального академического театра им. Я.Купалы Николая Пинигина — спектакль достаточно нервный и тревожный. Тревога разлита здесь в воздухе, как написал бы старорежимный театральный листок. Кажется, что чайки и другие птицы вот–вот нападут на усадьбу Аркадиной, так что герои будут вынуждены забаррикадироваться в доме от взбесившихся пернатых. Такая атака вполне бы вписывалась в режиссерскую трактовку, а она, безусловно, в данной «чеховиане» есть.

Несмотря на то что Треплев в исполнении Александра Козелло пользуется тут ноутбуком, а Нина Заречная читает свой монолог на фоне апокалиптической видеоинсталляции, в остальном все довольно классично. «Туга» и «нудота» нарастают постепенно. Мой армейский друг Викентий Вератила, недавно вступивший в общественную организацию «Ахова птушак Бацькаўшчыны», во время спектакля постепенно вжимался в кресло. Под финал первого действия его начинало трясти, как на финальном монологе Калягина в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Когда Треплев бросил к ногам Нины бумажный муляж чайки, его затрясло, а на втором действии гроза местных алиментщиков и вовсе раскололся и полез за носовым платком с вышитыми таинственными инициалами D.&G. «Птичку жалко», — еле расслышал я сквозь почти опереточные всхлипы.

Режиссер призывает зрителя не щелкать клювом — интонации героев тут даже в пределах короткого диалога могут вдруг измениться. «Я так рада...» — говорит при первой встрече с Тригориным Заречная, но таким тоном рыночной торговки, как будто хочет, чтобы знаменитый беллетрист провалился сквозь землю тут же на ее глазах. Непутевый Медведенко (Сергей Руденя), все мечтающий, чтобы учителя зажили, как Рокфеллеры, зачем–то примеряет на себя крылья из костюма Заречной для дачного спектакля. Здесь много всяких симпатичных и, что немаловажно, оправданных примочек. Только и успевай подмечать. Вот доктор Дорн залез на лестницу и импровизированной радиоантенной ловит, как мы можем понять, «вражеские голоса». А что? Вполне себе привычная интеллигентская забава из советских времен. Так сказать, привет шестидесятникам и «оттепели».

В декорациях читается сносное дачное «жытло» вне времени и пространства. Костюмы с легким намеком на век XIX. Хотя такой нервный Треплев, в реальной жизни выступающий с кабаре «Серебряная свадьба», выступает, кажется, от имени всех хипстеров, вместе взятых.

Сценография Мариуса Яцовскиса — оммаж всей литовской режиссуре. Все двигается, появляется и исчезает тут подчеркнуто сухо, механистично, быстро. Как будто герои в каком–то заводском цехе, на предприятии, у конвейера, где важно только вовремя расслышать: «Берегись!», а то попадет балкой по башке. Вообще, в этом спектакле больше рационального, чем в предыдущих работах режиссера. Мало того что он нервный, он еще и герметичный, а при желании тут можно усмотреть и изысканный черный юмор.

Стоит ли удивляться отличной работе художника, если у него номинация на «Золотую маску» за хореографический спектакль Анжелики Холиной «Анна Каренина»? Постановка, которая приезжала в Минск на один из фестивалей и своей чистотой и пронзительной нотой пронзила сердце Николая Пинигина. Теперь не зачерстветь предлагает он и нам.

Если вспомнить шутку про Джоконду Леонардо да Винчи, которая спустя столько лет теперь сама выбирает, кому улыбаться, а кому нет, можно сказать, что и «Чайка» Чехова сама решает, какой зритель увидит в ней комедию, а какой нет.

«Ничего не будет — надо смотреть второй состав», — прикуривая у тумбы, подытожил друг Вератила. И действительно, только на минуту представив, что во всем этот аттракционе мы не увидели Анну Хитрик, Игоря Сигова, Елену Сидорову, — волосы встали дыбом.

Отойдя от коллажности «Местечкового кабаре» и некоего налета капустника, который присутствовал в прежних работах, обретя новое здание, Купаловский, наконец, решился на большую работу по классике, о которой все знают, как ее надо ставить. Нет ничего благороднее и опаснее. Скользкая дорожка. Но она мне симпатичнее, чем утрамбованная тысячью подошв тропа.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 60 (24690). Вторник, 31 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter