Увеличить на четверть экспорт товаров и услуг, нарастить долю отгрузок произведенной продукции до 65%, диверсифицировать поставки по формуле «30-30-30» — основные задачи предприятий в ближайшую

С дальним прицелом

Увеличить на четверть экспорт товаров и услуг, нарастить долю отгрузок произведенной продукции до 65%, диверсифицировать поставки по формуле «30-30-30» — основные задачи предприятий в ближайшую пятилетку
Увеличить почти на четверть экспорт товаров и услуг, нарастить долю отгрузок произведенной продукции до 65 процентов, диверсифицировать поставки по формуле «30-30-30» — вот основные задачи, которые предприятиям необходимо решить в ближайшую пятилетку. Цели непростые, тем более если учесть общую ситуацию с продажами на внешних рынках.



Особенно сложно дается производителям диверсификация. Очень уж они настороженно относятся к перспективе распределять свои экспортные потоки в равных пропорциях между странами ЕАЭС, ЕС и государствами так называемой дальней дуги. Причин много: нежелание изучать принципиально новые направления, отсутствие грамотных маркетологов и специалистов по продажам, недостаточное владение иностранными языками, элементарное незнание конъюнктуры рынков. О новом инструменте, который позволяет изучать и осваивать перспективные и ранее неизвестные направления экспорта, рассказал заместитель директора Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Андрей Романов:

— Организация работы мониторинговых групп в странах Азии, Африки и Латинской Америки, составляющих дальнюю дугу, — одно из приоритетных направлений деятельности центра. Это новый инструмент белорусской экономической дипломатии, который активно внедряется совместно с Департаментом внешнеэкономической деятельности МИД с весны нынешнего года.

Участники мониторинговых групп преследуют несколько целей: изучить перспективные рынки, которые еще не освоены белорусскими предприятиями, презентовать экспортный потенциал страны и производителей (в том числе на международных выставках), а также наладить сотрудничество с официальными и деловыми кругами. Последнее особенно важно, поскольку в этих государствах пока нет белорусских загранучреждений, а компаниям, впервые выходящим на рынки стран дальней дуги, может понадобиться поддержка. Принципиально и участие в таких группах представителей компаний-экспортеров. Лучше них никто на месте о преимуществах и достоинствах своих товаров или услуг не расскажет.

Несмотря на то что работа мониторинговых групп в странах дальней дуги началась недавно, уже сегодня можно оценить эффективность от участия производителей в их работе. Так, в составе мониторинговой группы в Мексике представители «Белкоммунмаша» договорились о поставке в Мехико пробного троллейбуса с автономным ходом. Если машина пройдет успешно испытания на месте, будет заключен контракт на поставку крупной партии таких троллейбусов.

Пока же экспортеров приходится буквально уговаривать принять участие в деятельности мониторинговых групп, и только считаные предприятия воспользовались этой возможностью. Так, в Чили работали лишь представители концерна «Белнефтехим», в Мексике — холдинга «Белкоммунмаш», в Танзании — представители ПРУП «Минскинтеркапс» и ЗАО «Струнные технологии». Между тем специалисты центра, изучив конкретный рынок, приглашают именно те компании, продукция которых представляет интерес для зарубежных партнеров. Например, в Мексику активно звали представителей деревообрабатывающих предприятий. Однако изучать новый рынок они не захотели, сославшись на то, что продавать так далеко не выгодно, а морские перевозки плохо сказываются на качестве товара. В то же время на выставке в Мехико были представлены образцы продукции (обрезная доска из леса ценных пород, ДВП, фанера), которая успешно поставляется из России, Турции и других стран мира.

— Мы разговаривали с представителями мексиканской Ассоциации поставщиков деревообрабатывающей продукции, — говорит Андрей Романов, — которые открыто говорили о том, что Беларусь могла бы успешно экспортировать аналогичные наименования наряду с мебелью, даже несмотря на жесткую конкуренцию, существующую на рынке этой страны. Получается, что из-за чрезмерной осторожности, медлительности и нежелания применять новые инструменты поддержки экспортеров предприятия отказываются от своих возможностей по наращиванию поставок на новые рынки в пользу компаний третьих стран.


Белорусский троллейбус, который может отправиться в Мексику

Сейчас в Мексике реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов, в которых могла бы быть востребована продукция белорусского машиностроения. К сожалению, наши производители не проявляют к этому достаточного интереса. В то же время мексиканские партнеры центра убеждены: пассивное ожидание белорусскими предприятиями объявления тендера на участие в крупных проектах — проигрышная позиция. Необходимо приезжать на место, демонстрировать свои преимущества, искать схемы продаж, которые удовлетворят обе стороны.

Сотрудничать с Беларусью хотят и в Африке: большой интерес танзанийские компании проявляют к нашей тракторной и карьерной технике, коммунальному транспорту, современным технологиям по развитию и обеспечению функционирования транспортной инфраструктуры, молочной продукции, в том числе детскому питанию, фармацевтическим препаратам, услугам в сфере образования. Однако при организации работы на данном рынке важно понимать: отдача не будет сиюминутной. По отдельным направлениям для прибыльной работы может потребоваться 5—7 лет. И базу для сотрудничества необходимо закладывать уже сейчас, а не ждать, когда традиционные рынки сбыта резко сократятся.

Следующие мониторинговые группы отправятся изучать рынки Мозамбика, Сенегала и Марокко. Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен приглашает предприятия, в том числе малые и средние, присоединиться к их работе, а также высказать пожелания и предложения по организации бизнес-миссий и участия в международных выставках в других странах в 2017 году.

СПРАВКА

По данным Государственного таможенного комитета, внешнеторговый оборот страны в январе—мае 2016 года составил 19,3 млрд долларов, что на 16,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт составил 8,9 млрд долларов (-19,2%). Внешние поставки в страны СНГ снизились на 2,9%, отгрузки в государства вне СНГ сократились на 34,2%.

Импорт в рассматриваемом периоде снизился на 13,8% и составил 10,5 млрд долларов, в результате во внешнеторговом обороте сложилось отрицательное сальдо в размере 1,6 млрд долларов.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter