С чего начинается Родина?

От учебников, по которым педагоги не могут толком учить, а дети - учиться, от которых родители так просто в ужасе, все уже откровенно устали.
От учебников, по которым педагоги не могут толком учить, а дети - учиться, от которых родители так просто в ужасе, все уже откровенно устали. Критике они подвергались отнюдь не безосновательно. В современной школе используется свыше 700 учебников, пособий, хрестоматий по гуманитарно-обществоведческим дисциплинам, и большая их часть, по заключению экспертов, требует переработки. Чересчур сложными для детей признаны, к примеру, русский язык для 4 - 7-х классов, белорусский язык для 9 - 10-х классов. Полной переработки требуют все школьные книги по истории Беларуси, немало претензий к учебникам по литературе. Не было же таковых, пожалуй, только к книгам для ребят с психофизическими особенностями. Качество существующих и технология создания новых учебников обсуждались вчера на совещании у Президента Александра Лукашенко с участием министра образования П.Бригадина, министра информации М.Подгайного, президента Национальной академии наук М.Мясниковича, известных белорусских ученых.

В поле зрения Главы государства этот, на первый взгляд частный, вопрос попал не случайно. Последние 5 лет Президент изучал современные отечественные учебники, прежде всего гуманитарно-обществоведческого цикла, и пришел к неутешительному выводу, что "те, по которым учились мы, были гораздо лучше, нежели сегодняшние". Да, они имели свой недостаток - "идеологический перебор", нынешние же, созданные в начале 1990-х, грешат искажением исторических фактов, наукообразием, превышающим все существующие стандарты объемом текстов, результат от занятий по таким книгам порой оказывается прямо противоположным интересам государства и общества.

Создание концептуально выверенных национальных учебников Глава государства считает архиважным делом, вопросом государственной важности. "Без национального учебника нет национальной школы. Если будет толковый учебник - будет образованный человек. Денег на это страна не пожалеет", - заявил Президент.

Разработка новых учебников - процесс сложный. По словам Президента, одной из причин отставки бывшего министра образования стал провал этой работы. Какими же, по мнению Главы государства, они должны быть? Честными, написанными не под существующую власть. Дети нынче читают меньше нашего, нередко учебник - единственная книга, которую они берут в руки. Значит, эта книга должна быть не только прекрасно оформлена, но написана ярким, образным языком - так, чтобы хотелось читать, и качественной настолько, чтобы в дальнейшем требовала лишь совершенствования. Президент категорически против бесконечного - одно поколение, затем другое поколение - их переписывания. Параллельно необходимо "привести в порядок" и учебники естественного цикла.

Критерии эти просты и сложны одновременно. Самое важное сегодня - найти авторов, сформировать творческие коллективы, способные реализовать современные требования. Причем каждый школьный учебник будет разрабатываться как минимум в двух вариантах - чтобы было из чего выбирать. Прозвучало и предложение о создании их электронных версий. Есть идея предоставлять авторам творческий отпуск до 1 года и в 2 раза повысить гонорар.

Как писались нынешние учебники, многие, полагаю, знают. Не случайно поэтому одно из требований к формированию авторских коллективов таково: "Работа не должна быть замкнута в группах чиновников. Никакого протекционизма. Протекционизм должен быть один - мозги и труд".

Президент заявил, что станет лично контролировать процесс создания учебников вплоть до предоставления первых макетов. На апрель намечено расширенное совещание с представителями авторских коллективов. На нем планируется обсудить концептуальные вопросы подготовки новых учебников. И как знать, быть может, в процессе работы над ними мы обретем наконец национальную идею?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter