С банкротами лучше не связываться

5,5 тысячи клиентов разорившегося российского туроператора «Лабиринт» уже вернулись в Россию

5,5  тысячи клиентов разорившегося российского туроператора «Лабиринт» уже вернулись в Россию. Пока в Москве думают, как помочь вернуться домой еще 16 тысячам отдыхающих, в Беларуси готовят новые правила оказания туристических услуг.

О своем банкротстве туроператор сообщил 2 августа. Он, как и ряд других российских туркомпаний, долгое время работал с авиаброкером «Идеал–тур». Как оказалось, зря: у компании были огромные долги. По мнению ее директора, виной этому стали невыплаты со стороны туроператоров, которые пользовались услугами «Идеал–тура». За что сами же и поплатились. Из–за задолженности в 1,5 млрд. российских рублей авиакомпания «Оренбургские авиалинии», дочернее предприятие «Аэрофлота», приостановила сотрудничество с туроператором ООО «Идеал–тур». По цепочке пострадали десятки тысяч клиентов нескольких крупных российских туроператоров: перевозчик просто отказался выполнять рейсы.

На помощь пришел российский фонд объединения туроператоров «Турпомощь», а вернее, его средства. За счет денег, собранных с участников фонда, уже начата эвакуация туристов из Греции, Испании и Туниса. Эксперты подсчитали: чтобы вывезти клиентов только одного туроператора с заграничных курортов, нужно около 4 миллионов рублей. Александр Осауленко, заместитель руководителя «Турпомощи», заявил, что фонд готов вывезти всех.
В Ростуризме экстренно провели заседание с участием всех представителей индустрии. Был создан специальный штаб, который займется поиском выхода из сложившейся ситуации.
Российские эксперты предрекают серьезный кризис туристической отрасли. Ведь только за месяц это уже четвертая компания, объявившая о своем банкротстве. Среди основных проблем рынка называют и недостаточное регулирование турбизнеса со стороны государства.

По информации Минспорта и туризма нашей страны, белорусы от российской туристической катастрофы не пострадали. По крайней мере, как рассказал Вадим Кармазин, начальник департамента по туризму, жалоб в министерство не поступало. Но будь у наших туроператоров договорные отношения с российскими фирмами, их банкротство отразилось бы и на нашем рынке. «Например, как это произошло два года назад, когда похожим образом обанкротился один из российских туроператоров. Но тогда, к счастью, наши фирмы получили компенсации», — вспоминает Кармазин.

Валентин Цехмейстер, директор Республиканского союза туристических организаций Беларуси, считает, что есть и другая проблема, связанная с недостаточным количеством профессионалов на туристическом рынке. Ведь, как правило, в подобных ситуациях чаще всего разоряются именно дилетанты.

— Сегодня на белорусском рынке существует около 1.500 компаний. Из них лишь 300 — 400 работают постоянно, хорошо знают свое дело и частично «плавают самостоятельно», — отмечает Цехмейстер. Остальным компаниям, по его мнению, не хватает серьезного подхода: многие считают, что туризм — легкий и нехлопотный бизнес, на котором можно быстро сделать хорошие деньги. В последнее время создание собственного турагентства стало модным даже среди звезд шоу–бизнеса, не имеющих никакого представления о профессиональной стороне дела. Страдают же в результате отпускники, клюнувшие на рекламу и громкое имя хозяина турагентства.

В такой ситуации весьма своевременным выглядит подготовленный в Министерстве спорта и туризма проект новых «Правил оказания туристических услуг». Рабочая группа, в составе которой представители турбизнеса и государственных организаций, разработала документ, закрепляющий четкий механизм оказания туристических услуг белорусскими фирмами. В нем будут описаны и процедуры возмещения ущерба клиентам, в том числе и в случаях банкротства турфирм. Уже 12 августа проект представят на рассмотрение в Правительство.

Кстати

Российский Следственный комитет начал проверку по предполагаемым фактам незаконных финансовых операций, проведенных туркомпаниями «Фирма Нева» и «Лабиринт», также будут проверены «Экспо–тур», «Роза ветров» и другие турфирмы, из–за приостановки деятельности которых пострадали десятки тысяч туристов. Следователи подозревают сотрудников туркомпаний 
в мошенничестве.

Компетентно

Заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга: «Жалобы в разгар летнего туристического сезона поступают в Минспорта и туризма каждый год, но в этом сезоне главной проблемой стал детский отдых в Болгарии. Не хочу обидеть болгарских водителей, но порой они ездят по 10 — 15 часов вместо положенных 8 часов. Правила обязывают, чтобы перевозчики соблюдали технику безопасности, тем более в такую жаркую погоду».

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия №146 (24529). Вторник, 5 августа 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter