Рыцарь образования

Предполагал ли Наполеон, учреждая орден "Академические пальмы" для выдающихся университетских преподавателей, что менее чем через 200 лет столь высокой чести будут удостаиваться преподаватели Беларуси? Едва ли.
Предполагал ли Наполеон, учреждая орден "Академические пальмы" для выдающихся университетских преподавателей, что менее чем через 200 лет столь высокой чести будут удостаиваться преподаватели Беларуси? Едва ли. На сегодняшний день это самый престижный европейский знак отличия за успехи в области высшего образования. В прошлом году звание кавалера ордена было присуждено президенту Белорусской ассоциации преподавателей французского языка Светлане Шашковой и директору минской СШ N 2 Александру Седяко. А в феврале впервые рыцарем ордена "Академические пальмы" стал преподаватель Республиканского колледжа при Белорусской государственной академии музыки Владимир Перлин, чьи ученики с успехом гастролируют по всему миру. Теперь французское правительство присудило эту высокую награду и звание рыцаря ректору Европейского гуманитарного университета Анатолию Михайлову.

Для официального вручения ордена "Академические пальмы" в университет прибыл посол Франции в Беларуси Стефан Шмелевский. Поздравив с высокой честью академика Михайлова и его вуз, посол предложил гостям торжественной церемонии обсудить возможное будущее Европы через 12 лет. По мнению г-на Шмелевского к этому времени в мире произойдет немало благоприятных перемен, хотя проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, наркотиками, терроризмом и эмиграцией не только не исчезнут, а даже усугубятся. "Это не пессимизм, - философски заметил г-н Шмелевский. - Это статистика".

- Согласны ли вы с подобным прогнозом на будущее? - поинтересовались мы у виновника торжества после церемонии.

- Думаю, что посол в значительной степени прав. Прежнее идеологическое противостояние и военная конфронтация между европейскими странами исчезли, и новый мир уже не подвластен традиционным сферам влияния. Но у меня есть опасения, что применение к новым реалиям привычных представлений о том, как могут развиваться экономика и общественные отношения, уже невозможно. Интеллектуально мы не готовы к вызову, который готовит нам мир.

- В таком случае, какое же образование необходимо в этом новом мире?

- Одна из главных проблем будущего - выживание любой нации и в целом цивилизации, поэтому важнейшая задача нового образования заключается в том, чтобы сделать более продуктивными интеллектуальные усилия по осмыслению новых вариантов разрешения конфликтов. Для этого уже давным-давно нужно было готовить студентов. Но до сих пор не вполне понятно, каким образом может осуществляться их обучение...

- А что сейчас происходит в вашем вузе?

- Наука, как и образование, не может быть провинциальной. Она должна быть активно включена во все то, что происходит в современном мире. Поэтому сейчас наш университет подключился к крайне престижному европейскому проекту под названием "Кампус Европа". Это совершенно нестандартный, даже радикальный проект с участием 12 европейских университетов (на территории СНГ мы являемся пока единственными участниками этого консорциума). В марте будет обсуждаться возможность присоединения к проекту ведущих балтийских университетов, и я надеюсь, что в рамках такого обширного регионального сотрудничества уровень контактов образования, интеллектуального взаимодействия будет уже совершенно иным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter