Рынок в коме, «перекупы» стонут

Автоперегонщикам приходится продавать даже в убыток

А подержанные народные автомобили за полгода подешевели на одну-две тысячи долларов

Перед Новым годом автоцентры вовсю трубили о распродаже новых машин: дескать, ловите момент, ведь никто не знает, что будет дальше. Тогда на волне кризисных ожиданий многие поспешили купить и подержанные автомобили. Время показало: не прогадали те автолюбители, которые предпочли не суетиться и подождать. Сегодня по сравнению с прошлым летом за те же деньги можно купить автомобиль и повыше классом, и поновее. Стоит ли повременить с покупкой теперь, когда цены идут на попятную? Как ведут себя автоперегонщики и чего ждут покупатели? С этими вопросами репортер «Р» отправился в Ждановичи, на самый крупный рынок подержанных машин.

Итак, нужен народный автомобиль. Это иномарка не старше 10 лет, в хорошем состоянии, с родным пробегом и без хронических «болячек». Выбор огромен. К слову, машины старше 10 лет лучше присматривать по газетным объявлениям. Перегонщики ими почти не занимаются. Растаможка такого авто с двигателем 1800 кубических сантиметров обойдется в 1350 евро, в то время как младше 10 лет – почти в два раза дешевле.

– В Европе бэушки стали дешеветь в конце 2008 года, – говорит автоперегонщик Анатолий. – К примеру, неделю назад купил в Каунасе «Форд Фокус» 2000 года за 2800 евро. Прошлым летом такая машина стоила бы там 3500. Только если раньше машина продавалась в Беларуси за неделю-другую, то теперь на это уходит месяц. Примета времени: машины дешевеют, а покупательский интерес в глубокой коме.

Другой предприниматель, Сергей, с ноября не может продать «Опель Омегу». Двигатель 2,5 литра, коробка-автомат. Кто же сейчас позволит себе жечь 13 литров бензина на 100 километров? Если полгода назад он выставлял ценник в 5,5 тысячи долларов, то теперь «омега» стоит 5280. И все равно не берут. А сбросишь еще 100—200 долларов – потеряешь прибыль.

Перегонщики не скрывают: иногда приходится работать в убыток. Завсегдатая авторынка Алексея две последние машины из Германии оставили внакладе. Сначала никто не хотел покупать «Опель Зафиру». Пришлось продать на тысячу долларов дешевле реальной стоимости. Затем та же история с «ситроеном» – потерял еще 500 долларов. Объясняет: проще продать с убытком, но получить деньги и отправиться за новой машиной.

В апреле—мае прошлого года, когда наступил самый разгар сезона продаж, машины за выходные набирали в цене по 50, а то и по 100 долларов. Сюда входят плата за место на рынке, расходы на гостиницу для иногородних продавцов. Сегодня, если нет спроса на определенные модели, перегонщики вынуждены демпинговать.

Разбежка цен на одни и те же модели на рынке может достигать двух тысяч долларов.

– Почему ваш «опель» стоит 7600 у.е., тогда как в соседнем ряду точно такой же без торга отдадут за 6 тысяч? – спросил я у одного из продавцов.

– В Европе машины в хорошем состоянии могут стоить в полтора раза дороже своих одногодок, — объясняет тот. — Но наш покупатель зачастую во главу угла ставит цену, а не качество. Дешевая и наполированная до блеска машина, но с отмотанным пробегом и кучей «болячек», уйдет в Минске за милую душу. С дорогой же и небитой можешь промаяться не один месяц. Поэтому большинство перегонщиков изначально не заинтересованы искать машины в отличном техническом состоянии, а берут то, что легко сбывается. Быстрее продал – быстрее получил наличку и опять рванул в Литву или Германию.

О своих доходах перегонщики говорят неохотно.

– Один клиент, которому гнал «пежо» на заказ, набросился едва не с кулаками. Он сложил цену машины из автохауса (3000 евро) и таможенные платежи (600 евро). Это где-то 4700 долларов. А машина предлагалась ему за 6 тысяч долларов. Вот и сделал вывод, что разницу я кладу себе в карман. А ведь только чтобы съездить в Германию и обратно, надо потратиться на бензин, страховку. Добавьте 60 евро за визу, расходы на еду, гостиницу. Хорошо, если с поездки заработаешь 300 евро…

Если учесть, что за месяц можно пригнать и продать 2—3 автомобиля, получается солидная сумма. И пусть большинство «перекупов» жалуются на кризис, они явно не бедствуют… Зашибая деньгу, они при этом, увы, не несут ответственности за техническое состояние машины. По признанию самих продавцов, на рынке все еще нередки случаи, когда под видом добротной иномарки продается «конструктор» из трех автомобилей, побывавших в аварии…

Прокомментировать тенденции на рынке подержанных автомобилей я попросил Леонида Региневича, одного из экспертов в этой области.

— Прошли времена, когда в Беларуси были популярны 3—4-литровые американские автомобили с коробкой-автомат. Слишком дорого и неэкономично. Новые партии на склады временного хранения приходят из-за океана крайне редко, а предновогодние поставки еще не распроданы, — говорит Леонид Леонидович. — А вот спрос на машины из Европы активизировался отчасти благодаря понижению курса евро. Наиболее востребованы дизельные универсалы и минивэны с небольшим объемом двигателя. В связи с кризисом за полгода цены на народные модели возрастом 8—10 лет упали на одну-две тысячи долларов. Еще более уступили в цене «трехлетки». Во Франции, Бельгии после лизинга на рынок выброшено множество машин, подешевевших, например, с 16 до 11 тысяч долларов. В самом низком ценовом сегменте (1—2 тысячи евро) предложение на европейских рынках сократилось. Сегодня в Германии отправить старое авто в утиль даже выгоднее, чем везти на рынок. При покупке новой машины государство доплачивает 2,5 тысячи евро за старую машину. Если евро не сдаст позиций, то вряд ли белорусским автолюбителям стоит ожидать дальнейшего существенного падения цен.

--------------------------------------------

Средняя стоимость легковых автомобилей возрастом 9—10 лет на рынке в Минске (у.е.):

«Пежо-406»                                 – 6.500

«Мазда-626»                               – 6.600

«Рено Лагуна»                            – 5.900

«Опель Вектра»                          – 6.500

«БМВ Е46»                               – 10.100

«Хонда Аккорд»                          – 8.100

«Форд Фокус»                            – 6.300

«Ситроен Ксантия»                     – 5.500

«Ситроен Ксара»                        – 4.900

«Опель Астра»                           – 6.300

«Фольксваген Гольф-4»              – 7.100

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter