Качество и доступность медицинского обслуживания – один из самых больных вопросов в современной России.

Рынок и здравоохранение совместить нелегко

Качество и доступность медицинского обслуживания – один из самых больных вопросов в современной России
О проблемах здравоохранения рассказывает академик РАН Сергей Колесников. Он заслуженный деятель науки России, профессор МГУ,  был доверенным лицом Владимира Путина на выборах Президента России в 2000 и 2012 годах.

– Сергей Иванович, говорят, что российские врачи способны сделать любую операцию, все новинки – начиная от лекарств и кончая медицинской техникой и препаратами – поступают в страну практически сразу, как только появятся в продаже. Но на пациентах зачастую это никак не отражается: то не хватает квот на сложную операцию, то участковые врачи не дают на нее направления, то тяжелых больных не могут или не хотят выхаживать. В итоге те, кто может себе это позволить, предпочитают лечиться за границей.  

– Связано это прежде всего с острым недостатком финансирования: не хватает примерно 50% средств до рассчитанного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) необходимого уровня в 1300 долларов на человека год, а также системными ошибками в стратегии и тактике реформирования здравоохранения, допущенными Правительством (преимущественно финансовым блоком).

К сожалению, эти ошибки закрепляются в проекте разработанной Минздравом стратегии развития российского здравоохранения, красной нитью которой является одноканальное финансирование и последовательное перекладывание ответственности за охрану здоровья с государства на частную медицину и пациентов, что противоречит статье 41 Конституции страны.

Усугубляет проблемы резкий рост курса по отношению к рублю евро и доллара, так как до 80% лекарств, оборудования и расходных материалов  закупается за рубежом, а также непонимание, что система здравоохранения – это не рыночная система, а система социального выравнивания, когда бедные и богатые получают один и тот же набор медицинской помощи. Игнорирование этого приводит во многих даже богатых странах к массовому недовольству населения, от чего и мы не застрахованы.

Не улучшает положение и требование повышать зарплату медикам без повышения фонда оплаты труда, что приводит и будет приводить к сокращению медперсонала и доступности медицинской помощи. Затруднит совершенствование медицинской помощи и закон о медпомощи в рамках клинической апробации, предлагающий так забюрократизировать процесс, что разработка и применение новых методов в медицине станут невозможны.

– Деньги на бесплатные лекарства льготникам выделяют, а купить их невозможно, зато аптечные полки забиты небезопасным фальсификатом. Складывается впечатление, что сегодня всем правят фармацевтические компании. Неужели и Россия находится под их влиянием?  

– Безопасных лекарств не бывает, но все решает их эффективность и соотношение цена – эффективность. Насчет полок, забитых фальсификатами, – это не более чем газетная утка или сознательное преувеличение. Даже по самым неблагоприятным оценкам, доля фальсификата в большинстве стран мира (в том числе в России) колеблется в пределах 5–15%. Правда, по данным Росздравнадзора, этот показатель в стране не достигает 1–2%. Действительно, на фармрынке доминируют примерно 20 транснациональных компаний, контролирующих более 80% рынка лекарств (так называемая «Большая фарма», или Big Pharma). В России доля зарубежных препаратов составляет 73–75% в стоимостном выражении и до 30% в упаковках (так как они значительно дороже).

– На что надо обращать внимание, покупая лекарства?

– На длительность существования аптеки и частоту смены ее владельца, цену лекарства (она не может быть намного ниже, чем в других аптеках), упаковку лекарств (если вы покупаете одно и то же лекарство). Производитель тоже играет роль, но помните, что российский производитель контролируется, а зарубежного проконтролировать нельзя.

Беседовала Наталья ДОЛГУШИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter