Рынок диктует и спрашивает

Пожалуй, самое яркое впечатление от работы президиума Совмина в последнее время вызывает коренное изменение тональности заседаний.
Пожалуй, самое яркое впечатление от работы президиума Совмина в последнее время вызывает коренное изменение тональности заседаний. Как-то незаметно исчезли сухие, монотонно считываемые с листа доклады. Выступающие все меньше "жонглируют" цифрами, а все чаще стремятся демонстрировать конкретные проблемы, мешающие развитию отраслей и движению вперед экономики в целом.

Это стимулирует дискуссию, в которой рождаются вполне внятные предложения, как исправить ситуацию. Надо полагать, что они, внесенные в протокол, на стадии своей реализации окажутся действенными. Ведь при всей деловитости работы президиума Совмина, к сожалению, приходится констатировать, что итоги и семи месяцев работы отечественного народного хозяйства оставляют весьма двойственное впечатление.

Этого не скрывал и вице-премьер - министр экономики Андрей Кобяков, представляя высокому собранию результаты, с которыми правительство "взяло" первый месяц второго полугодия. Все-таки выполнение 9 из 16 важнейших параметров социально-экономического развития нельзя назвать блестящим результатом. Тем более что все они взаимоувязаны и провал одного может в весьма невыгодном ракурсе демонстрировать успех от достижения другого. Например, 105,7 процента прироста производства ВВП в январе - июле выглядят очень даже солидно. Однако, сопоставив это достижение с тем, что запасы готовой продукции на отечественных предприятиях существенно превышают две трети объема месячного производства, невольно задаешься вопросом: а в чем польза высокого роста ВВП, если он не приносит денег экономике? Справедливости ради отметим, что за последний месяц уровень затоваренности складов удалось несколько снизить. Но это еще не устойчивая тенденция, тем более что и в сравнении с прошлым годом складские запасы растут.

Подобных противоречий, к сожалению, еще много. Задержки выплаты заработной платы портят статистику серьезного роста доходов населения. Неисполнение прогноза прироста производства товаров народного потребления на фоне втрое выше ожидаемого увеличения розничного товарооборота говорит в первую очередь о том, что наш производитель сдает рынок импортеру. Список противоречий можно продолжать. Но при этом нельзя утверждать, что правительство не видит и не знает этих проблем. И, что сегодня импонирует особенно, их уже не стремятся решать кавалерийским наскоком. Мол, вот тебе задание и кровь из носа нужные цифры дай. Исполнительная власть демонстрирует склонность искать глубинные барьеры, сдерживающие прогресс и стремление искать стратегические решения, призванные рационализировать работу народного хозяйства на фундаментальном уровне. И из содержания прошедшего заседания президиума Совмина стоит выделить по меньшей мере две подобные идеи.

Первая, собственно, не нова. Идея передачи социальной сферы отечественных предприятий в коммунальную собственность витает давно. Однако открыто и публично она впервые озвучена Премьер-министром Геннадием Новицким. Он предлагает провести полную инвентаризацию "социалки", определить ее техническое состояние и реальную стоимость, оценить необходимые затраты на полное ее приведение в порядок и дальнейшее содержание. Очевидно, что эти данные дадут шанс реальной оценки возможностей республиканского и местного бюджетов принять ведомственные жилье, детсады, больницы и т. д. Кстати, такое поручение дано и Минфину. И стоит признать, что это не отступление от принципа сохранения социальных ориентиров при реформировании экономики. Проблему освобождения реального сектора от непроизводственных затрат придется решать так или иначе. Но не с плеча, а разумно.

Вторая идея состоит в предложении Геннадия Новицкого проработать возможность функционирования в стране института внутренних, так называемых корпоративных цен. Нечто подобное существует в России. Но в рамках единых хозяйственных объединений, когда его звенья поставляют друг другу необходимую продукцию по ценам ниже рыночных. У нас подобных структур пока нет. Но очевидно, например, и то, что создание экономически благоприятных условий для работы того же "Нафтана" позволит удешевить сырье для могилевского "Химволокна", что, в свою очередь, даст опять же удешевление сырья для отечественной легкой промышленности.

Конечно, разработка конкретных механизмов еще впереди, но проблема, по словам Геннадия Новицкого, остро стоит уже сегодня. Он отмечает, что во время своей недавней поездки по крупным предприятиям обнаружил, что многие их руководители просто не владеют полной информацией о собственных кооперационных связях с производителями комплектующих. В этом, по мнению Премьер-министра, кроется существенная доля затрат производителей. Как и в том, что директора подчас затрудняются ответить на, казалось бы, первейшие вопросы: во сколько предприятию обходится электрическая или тепловая энергия? Как ни парадоксально, но Премьер-министр отмечает и такие случаи. Что, собственно, и заставляет правительство переносить "центр тяжести" работы на места. То есть принимать решения не с кабинетной высоты, а на основе изучения ситуации на конкретных предприятиях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter