Рынок большой и зеленый

Несмотря на кризис, органическое сельское хозяйство становится все более популярным

Несмотря на кризис, органическое сельское хозяйство становится все более популярным

По однозначным оценкам экспертов, мировой рынок органических продуктов питания стабильно растет. Наибольшей популярностью органик-еда пользуется в США, Японии, Европе (особенно Германии и Италии, которые не только покрывают свои внутренние потребности во вкусной и здоровой пище, но и обеспечивают львиную долю мирового экспорта биотоваров). Экологически чистая пища за рубежом сейчас стоит в среднем на треть дороже обычной, но становится все доступнее благодаря правительственным субсидиям, благоприятным налоговым режимам для производителей, развитию специализированных розничных сетей и отделов органического питания в обычных гастрономах. Общий объем мирового органического рынка приближается сегодня к $ 50 миллиардам. Лидером в отрасли биопродуктов является Германия, на которую приходится 27 % мировых продаж «органики».

Сейчас общая территория сертифицированных органических земель в мире — более 30 млн. га, основные рынки экопродукции — Германия, Великобритания, Франция, США, Канада и Япония. В Европе «биофермеры» не обделены господдержкой, производители могут позволить себе держать цены на относительно низком уровне: органические продукты дороже обычных на 20—40 % (без госдотаций цены были бы выше в два и более раза). Кстати, рентабельность этого бизнеса во всем мире сильно зависит от преференций на гос­уровне.

Страной-лидером по производству «зеленой еды» по-прежнему остается Германия: прошлогодний оборот экорынка составил почти 6 миллиардов. Каждая немецкая семья ежегодно тратит на экологически чистые продукты питания около 100 евро. С 2000 года продажи в этой стране росли не менее, чем на 10 % ежегодно. Бум уходящего десятилетия несколько приостановился в 2010 году. Вместе с тем, эксперты немецкого Общества по изучению потребительского спроса отмечают: и сегодня торговля биопродуктами развивается успешнее, чем розничные продажи продовольственных товаров.

В соседней Украине, по оценке экспертов, это направление также набирает обороты: прогнозируется, что уже в этом году рынок экологически чистых продуктов вырастет на 100 %. Согласно социологическим исследованиям, украинцы уже «наелись» пищи с ГМО и пестицидами и готовы платить больше за натуральность и качество. Так, 79 % жителей Украины желают, чтобы на их столе была органическая продукция, выращенная без применения химических удобрений и пестицидов и сертифицированная по европейским стандартам качества. Однако сейчас лишь 0,1 % от продаж продовольственных товаров в Украине приходится на органические продукты. Специалисты констатируют: пока лишь незначительное количество производителей готовы вкладывать деньги в экологически чистое производство и переработку. Вместе с тем уже в этом году правительство этой страны рассмотрит новый закон об органическом производстве. Пока же основными препятствиями для развития такого бизнеса в Украине являются сложность выращивания органической продукции, недостаточное количество сетей, продающих ее, отсутствие господдержки, а также нехватка инвестиций в эту отрасль и отсутствие независимой сертификации. Сегодня рынок экологических продуктов южного соседа составляет 1 миллион, органические поля занимают более 270 тыс га.

Белорусские эксперты также считают, что у нас есть условия и предпосылки для производства «зеленых» сельскохозяйственных и природных продуктов, а производство продуктов питания с такими свойствами — перспективная рыночная ниша для белорусских земледельцев и животноводов. В целях формирования этого направления в декабре 2007 года в агрокомплексе республики создана рабочая группа по органическому сельскому хозяйству, целью которой является общая координация агроэкологического движения в нашей стране (www.agracultura.org). Рабочей группой впервые в Беларуси были проведены маркетинговые исследования потребительских предпочтений населения при покупке органических (экологических) продуктов. 

-----------------------------------

Это интересно

*Почти 5 тысяч фермеров в Западной Африке теперь могут экспортировать свою экологически чистую или органическую сельхозпродукцию в развитые страны. Такую возможность им предоставляет специальная программа Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по выполнению необходимых требований сертификации. 

*Ученые из Лондонской школы гигиены и тропической медицины по поручению Агентства по пищевым стандартам (FSA) проанализировали все значимые исследования достоинств биопродуктов, проведенные за последние 50 лет. Оказалось, что никаких преимуществ, касающихся влияния органической пищи на организм, не существует. Ученые заявили, что налаженный бизнес по производству и реализации «чистых» продуктов — не более чем происки рекламщиков.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter