Рядовые глубоких карьеров

Два дня на «задворках» подводного царства

Два дня на «задворках» подводного царства


Раньше верили, что у каждого озера и у каждой реки есть свой тайный хранитель. Водяной, русалка, нимфа — сказочные герои в мифах и легендах охраняли водоемы от непрошеных гостей. Назвать их добрыми персонажами язык не повернется. А вот надежными сторожами, пожалуй, можно.


В наше время сказка умерла. Вернее, сказки теперь иные. Вот вам сюжет из одной, подсмотренный мной давеча: водяные спились и залегли на дне под километровым слоем ила. В хронических алкоголиков их превратили туристы, кидающие в воду бутылки из–под «чернила». Русалки задохнулись в смраде разлагающихся останков пойманной и забытой в браконьерских сетях рыбы. Речные нимфы уплыли в далекие края, сделав пару глотков бензина, вытекшего из бака затонувшего «жигуленка»...


Нет, опустело нынче подводное царство. И стало свалкой. Грязной, ржавой, бесхозной.


...Накануне Международного дня очистки водоемов дайверы «забили» в баллоны воздух, захватили нужное снаряжение и двинулись в путь. Задача — реабилитация подводного мира. Первый пункт маршрута — погибающий от людской безответственности уникальный в нашей стране, да и в Европе, родник «Голубая криница» в Славгородском районе. Вместе с минскими дайверами в дорогу отправился и корреспондент «СБ».


Пусто не бывает


За Славгородом разлился Сож — не проехать. Но «уазик», куда переложили снаряжение, преграду взял. Пару километров по пыльной дороге — и мы в зоне отселения, где нет деревень, а на полях ничего не выращивают. Несмотря на это, здешние места известны далеко за пределами Беларуси. Удивительно, но уникальный родник «Голубая криница» славится своей целебной водой! Вот такой парадокс. Пробы, сделанные учеными, показали: она действительно чистая и к тому же богата полезными минералами.


...Говорят, в глубокой древности на месте «Голубой криницы» было языческое капище и допускали сюда лишь избранных. Еще одна легенда гласит, будто в водоем превратилась местная красавица, которая не хотела выходить замуж за не милого сердцу богатыря.


Когда–то из глубин земли било несколько струй воды высотой с человеческий рост. Но время шло, водоем старел, а люди, забыв о давнем поклонении роднику, начали мусорить. Кто–то придумал обряд: перед тем как зайти в воду, нужно снять старую одежду и утопить ее в кринице. Так и повелось — груды тряпья и по сей день дайверы выуживают со дна.


14 августа, на праздник Макковеи, к кринице приезжают десятки тысяч паломников из Украины, России, Германии, нашей страны... Огромное поле заставлено тысячами машин, а нескончаемые толпы верующих вереницей тянутся к роднику. Люди окунаются, набирают с собой освященной воды в канистры и бутылки. Пусто возле родника не бывает никогда.


Между тем ученые утверждают: массовое паломничество приведет к скорой гибели водоема. А ведь по объему поступления воды на поверхность земли родник является самым крупным на Восточно–Европейской равнине. Вода поднимается наружу из почти двухсотметровой глубины! Этот уникальный водоем, а конкретнее — одну из его «чаш», нам и предстояло почистить.


Странные люди


— Кто эти парни в странных костюмах? Зачем они здесь, в нашем маленьком мирке, баламутят воду, не дают помыть машину?


Наверное, именно эти вопросы крутились в голове у лысого мужика, который на красной «Ауди» подкатил прямиком к святому источнику. Разделся до трусов, окунулся, с неприязнью посмотрел на неожиданно появившихся дайверов.


Так началось наше знакомство с «Голубой криницей». Прогнав нарушителя (водитель подъехал прямо к воде, наплевав на все мыслимые и немыслимые запреты), дайверы быстро облачились в костюмы.


Первым погрузился самый опытный — организатор акции, руководитель минского дайвинг–клуба Андрей Лихачев. Подводным плаванием он занимается уже больше двадцати лет. Объездил почти весь мир и на определенном этапе решил, что плавать просто так, без цели, ему надоело. Вместе с группой подводников, в прошлом году Андрей совершил рекордное для нашей страны погружение — на озере Долгом в Витебской области.


Лихачев, как и другие его товарищи, человек обеспеченный. Дайвинг для этих людей — хобби, которое может принести пользу. Помочь природе? Вполне нормальное дело. Само собой разумеющееся. Поэтому соглашусь с лысым мужиком — люди действительно странные. В наш циничный век таких немного.


В омут с головой


Вода в «Голубой кринице» очень холодная, всего плюс шесть градусов. Поэтому нырять решили в сухих костюмах, которые сделаны из неопрена — вспененной резины. И перед этим непременно натягивают специальное термобелье с утеплителями, у кого нет — обычный спортивный костюм.


Натянуть «сухарь» на себя, если он подобран не по росту, скажу вам, дело непростое. Чувствуешь скованность в движениях. А если за плечами еще и громоздкий жилет — компенсатор плавучести, и 12–килограммовый баллон с воздухом, передвигаться очень тяжело. Водит по сторонам, будто пьяного. Неудивительно: несешь ведь около 35 килограммов!


Небольшой мастер–класс — как пользоваться регулятором, основным и запасным, где находится консоль с приборами, показывающими глубину, как правильно дышать, сколько грузов повесить на пояс — и вперед, в родник.


Вода начинает «жечь» уже через пару минут после погружения. Особенно, увы, не поныряешь — внизу настоящий омут, дно — двойное, ведь водоем не чистили ни разу в его истории. Падали в него стоящие рядом деревья, нарастали мох и водоросли, увеличивалась гора из бутылок, почти забившая нынче шахту родника... Получился этакий слоеный пирог. Один раз ступил — наткнулся на корягу, второй — ушел вниз, в пропасть. Мурашки по коже — вдруг не выплыву?..


Профессионалы говорят, что под водой главное без паники. Это чревато проблемами с дыханием. Опытный дайвер дышит, как во сне, поэтому кислород расходует экономно. Используя возможности костюма, достигает так называемой нейтральной плавучести, расслабляет мышцы. Мастерство приходит с опытом, а на «Голубой кринице» акваланг мне, по сути, даже не пригодился. Поработать там пришлось физически.


На дне чаши родника — меловые отложения, поэтому как только Андрей Лихачев погрузился, чтобы сделать пару подводных снимков, вода сразу потеряла свой голубоватый оттенок и сделалась пепельно–серой. Искать что–либо на глубине уже бесполезно. Только на ощупь. Шаг за шагом, когда от усталости и с непривычки сводит мышцы...


— Эй вы, только воду нам испортили, — выругались в сердцах приехавшие на стареньком «Москвиче» пацаны.


Вот и все «спасибо»...


Ничего святого


С трудом выковыривали из воды старые ветки, бутылки, прочий хлам. Пару раз при помощи веревок удалось вытащить несколько огромных стволов упавших деревьев. Но холод все же одержал победу, даже дайвер в «сухаре» не может вечно сидеть в ледяной воде. Вышли, просушили костюмы, собрали мусор в кучу и стали думать, что делать с родником дальше.


— Обязательно приедем сюда еще несколько раз, — пообещал Андрей Лихачев. — Но одной чисткой дело не ограничится. К чаше, в которой бьет родник, нужно ограничить доступ людей. А еще, конечно, срочно разобраться с зоной отдыха.


Это, пожалуй, основная проблема «Голубой криницы». По всему периметру водоема установлены мангалы, беседки и скамейки. В погожий день здесь яблоку негде упасть: приезжают отдыхающие, жарят шашлык, как водится — выпивают и идут купаться. Прямиком в святой источник... А ведь тот, кто устанавливал беседки, наверняка этим гордится: мол, о людях заботимся! Недальновидная, скажем прямо, забота...


Славгородский священник, отец Владимир, считает появление зоны отдыха главной причиной плачевного состояния родника: дескать, люди пустились во грехи рядом со святым местом, и оно от этого погибает. Священник припомнил характерную историю. Как–то раз приехал к «Голубой кринице» перед богослужением, а на столике, где должны стоять свечи, разложились пьянствующие субъекты. Послали батюшку куда подальше, но он не стушевался и смахнул снедь на землю...


Так и живем: ничего святого.


— Эх, поставить бы там небольшой мужской монастырь, точно безобразия прекратятся, — рассказал о своей мечте отец Владимир.


Но если и случится такое когда–нибудь, то роднику уже не поможет. Нет времени мечтать — нужно действовать. Единственный выход — как можно быстрее перенести объекты сервиса подальше от криницы. Если у дайвера из Минска Андрея Лихачева и его товарищей хватит энтузиазма, чтобы расшевелить местную власть, родник будет жить.


Загадочный улов


На следующий день мы отправились в Бобруйский район — на помощь группе местных дайверов, которые собирались чистить один из карьеров в районе поселка Туголица. Живописное место, дубы–колдуны, кристально чистая на первый взгляд вода... И страшный бардак на берегах. Свалка почище недавно законсервированного полигона «Тростенецкий» под Минском. Только здесь никто не собирается закапывать мусор — лишь отодвинут ногой в сторону, а то и специально зашвырнут подальше в карьер.


Погода выдалась на славу. Дайверов собралось почти два десятка, и процесс пошел гораздо быстрее. Поначалу «рыбка» ловилась маленькая — стандартная коллекция бутылок, ржавая автомобильная дверь, куски проволоки, мужские ботинки, сетка с полусгнившей плотвой.


Потом стало интереснее: один из подводников вытянул странную деталь, напоминающую процессорный блок от компьютера. Следующая находка и вовсе была удачей — днище от автомобиля. Правда, достать не получилось — место сразу не обозначили вехой, а потом в воде днище потеряли. Но ничего, вскоре потерю возместили сполна. В разных частях озера почти одновременно обнаружились... два практически целых автомобиля и ржавые номера!


«Копейка» лежала в десяти метрах от берега на крыше — зеленого, как показалось, цвета, с двигателем и комплектом шин. Двери закрыты, стекла отсутствуют. Сразу подумали: не исключен криминал. Странно, что в одном небольшом водоеме сразу два затопленных автомобиля.


Андрей Лихачев решил: будем вытягивать. Собрали по машинам все имеющиеся тросы. Два дайвера спустились под воду, надули огромные резиновые мешки и привязали их к багажнику. Потом «поддулись» сами (т.е. наполнили воздухом свои жилеты) и дали команду на берег — тянуть!


Поднапряглись и сумели перевернуть машину, поставить ее в стандартное положение — колесами вниз. На этом, правда, дело застопорилось. Общими усилиями пятнадцати мужиков (забавное, наверное, было зрелище — вылитые бурлаки на Волге!) удалось подтащить злополучный «жигуль» поближе к берегу. Дальше пошел уклон, и машина надежно застряла.


— С передачи забыли снять!


— Чего медлишь, садись и заводи! — смеялись с берега зеваки.


Шутки шутками, а все же надо было вытаскивать. Решили позвонить в милицию. Заодно и найденные номера «пробьют» по базе.


Сотрудники правоохранительных органов не заставили себя ждать. Сразу же вызвали МЧС. Спасатели приехали на автомобиле быстрого реагирования (АБР). Подцепили лебедкой машину, но куда там — «легонький» АБР вытащить железяку не смог. Пришлось подождать, пока из части приедет пожарный ЗиЛ. Вот эта махина сможет достать даже танк!


К месту операции тем временем подтянулось немало зрителей. С соседних дач прикатила на велосипедах детвора, останавливались проезжающие по трассе водители. Не каждый день увидишь такую компанию — милиционеры, спасатели и аквалангисты!


Один подозрительный тип, уже под градусом, заплетающимся языком долго выпытывал у меня:


— Там «жигуль» случайно не бежевый? Толика нашего в салоне точно не было?


К счастью, салон был пуст...


Когда все приготовления закончили, в воду отважился залезть бобруйский дайвер Константин Федоренко. Первые две попытки у Кости закончились неудачей: «пожарка» не вытаскивала из воды машину, а вырывала ее отдельные детали — амортизатор, оконную стойку... Подцепить груз удалось только с третьего раза. Машину здорово покорежило, но с крючка она не слетела.


На капоте были видны следы пожара, кузов явно несколько раз перекрашивали. Впрочем, разобраться, как и почему эта странная находка попала в карьер, предстоит милиции. Найденные нами номера, к слову, оказались «чистыми» — висели они когда–то на «Москвиче», зарегистрированы в Минске. Машина в угоне не числится.


Кривое зеркало


Пока тащили автомобиль, я смотрел на голубую гладь водоема, но не мог разглядеть своего лица. В воде отражались деревья, лучик солнца, летящие по дороге машины. А людей не видел — будто это природное зеркало уже не для нас...


Вдумайтесь: дайверы, приехавшие из других городов, чистили водоем для бобруйчан, а местные отдыхающие в двух метрах совершали обратное действо — футболили в воду пустые бутылки! Вместе с Андреем Лихачевым решили с наглецами побеседовать. По пути встретили старика лет семидесяти. Он приехал на карьер вместе с дочкой и внучкой и был категоричен:


— Всех этих негодяев и проходимцев, которые тут мусорят, я бы сразу на 15 суток посадил! Еще бы заставил почистить с десяток озер.


Но репрессивные меры не выход. Когда протянули дедушке мешок от мусора и попросили убрать хотя бы за собой, он тут же стал кивать на старость и немощность. Вот и вся психология.


В другой компании отдыхающих мы тоже встретили серьезный идеологический отпор. Парень, отвечая на вопрос, как можно отдыхать на свалке, долго и путанно говорил об особенностях нашего менталитета, в котором есть неприятная черта — наплевать на всех и думать только о себе. С пафосом убеждал, что для начала мы должны изменить «массовое сознание».


А я подумал: снова демагогия. В отношении экологии в последнее время слишком часто употребляем размытые выражения, обороты вроде «мы должны» и «мы обязаны». Это мертвые, как высохший родник, слова. Их рождают безразличные кабинеты. Они не воскресят загубленное озеро и не спасут измельчавшую реку. Должен? Бери акваланг или просто мешок для мусора и действуй.


Начинать нужно с себя, пускай и звучит это банально. Дайверы попытались. Грустно, что никто их за это не поблагодарил, а коммунальники, наверное, даже помянули недобрым словом: мол, задали работенки, придется теперь вывозить собранный мусор. Но дело сделано, пример подан, а значит, трудились не зря.


Меж тем акция завершилась, и на «задворках» подводного царства снова унылая тишина...


Минск — Славгород — Бобруйск — Минск.


Кстати


Международная акция по очистке водоемов проходит в нашей стране уже в шестой раз. Начинали ее несколько человек, а нынче на водоемы выехали почти 150 человек! Организаторы говорят, что подкачали подводные охотники, лишь единицы из них откликнулись на призыв, а так участников было бы еще больше. Но успели многое: собрали мусор на семи водоемах, показали отдыхающим, как нужно относиться к природе — а это и было главной целью. Полные итоги акции можно найти на сайте интернет–проекта www.divers.by.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter