Рядовой Байконура

12 апреля 1961 года курсантов Саратовского артиллерийско-технического училища подняли по тревоге еще затемно.
12 апреля 1961 года курсантов Саратовского артиллерийско-технического училища подняли по тревоге еще затемно. Снабдив радиостанциями, разбросали парами по приволжской степи. Тогдашний курсант училища, а ныне полковник в отставке Степан Грибенчук, живущий в Бресте, вспоминая этот исторический день, рассказывает

: "Была команда взять под контроль шоссейные дороги, реки, озера. Посты находились на расстоянии 300 - 400 метров друг от друга. Следили за небом, откуда, как предупредили, должен был появиться летательный аппарат".

Уже потом, когда поступила команда возвращаться в училище, курсанты по приемнику услышали сообщение ТАСС о завершении 108-минутного полета Юрия Гагарина. До сих пор отставной полковник сожалеет, что Его величество Случай обошел его тогда стороной, - как оказалось, первый посланец планеты в космос приземлился всего в нескольких десятках километров от того места, где он нес вахту с однокурсниками.

Но с Юрием Гагариным Степану Грибенчуку увидеться все-таки довелось. И не однажды. В августе того же 1961 года его послали служить на Байконур. Участвовал в подготовке и запуске космического корабля "Восток-2" с Германом Титовым на борту. Молодой офицер Грибенчук был свидетелем событий, открывавших эру освоения человеком космоса, был рядом с людьми, чьи имена знала вся планета.

Работа на стартовых площадках требовала строжайшей дисциплины, ответственности, была сопряжена с определенной долей риска. Об этом нужно помнить всегда, повторяли командиры и в назидание вновь прибывшим рассказывали о трагедии, произошедшей в октябре 1960 года. Под руководством заместителя министра обороны маршала артиллерии Митрофана Неделина здесь проводили испытания новой межконтинентальной ракеты СС-7. По техническим причинам в назначенный день старт ракеты не состоялся. Его перенесли на сутки. Вопреки требованиям техники безопасности, готовить ее к запуску стали, не слив топливо. Когда объявили 30-минутную готовность, внезапно заработал двигатель второй ступени. Из его сопла вырвался огненный смерч, и ракета вместе со стартовыми сооружениями, на которых работали люди, превратилась в гигантский пылающий факел. Рухнув, унесла еще жизни около сотни специалистов, находившихся на стартовой площадке. Среди несчастных, многих из которых с трудом удалось опознать, был и маршал Неделин.

Сей факт долгое время не предавался огласке и переходил из уст в уста от одного поколения байконурцев к другому как грозное предостережение.

Были у космодрома и не столь печальные тайны. Саратовским новобранцам одну из них раскрыли медики Байконура. В 1960 году к космическому полету готовили легендарных собак Белку и Стрелку. Перед полетом они прошли длительную подготовку по специальной программе, разработанной в Институте медико-биологических проблем. В день старта собак, как всегда, вывели на прогулку. И тут случилось непредвиденное. Стрелка, завидев стаю бездомных байконурских собратьев, убежала вместе с ними от своих опекунов. До старта оставалось несколько часов, а найти ее так и не смогли. Пропажу, побоявшись гнева требовательного Королева, скрыли, и вместо Стрелки нашли похожую собаку. Обвешав ее датчиками, отправили на орбиту вместе с Белкой. Самое удивительное было в том, что Стрелка-самозванка адаптировалась в космосе лучше законного члена экипажа.

Кстати, не эти животные были первыми посланцами Земли в космосе. Еще раньше, в мае 1960 года, на орбиту был выведен спутник с четвероногим космонавтом - собакой. Но на Землю она так и не вернулась. Из-за неисправностей в системе управления корабль перешел на новую орбиту и, выйдя из-под земного контроля, остался там навсегда. Так друг человека открыл счет жертвам освоения космоса.

"В 1965 году, - вспоминает Степан Грибенчук, - на "Восходе-2" к звездам подлетели Алексей Леонов и Павел Беляев. - Один из них выходил во время полета в открытый космос. Все шло хорошо, кроме посадки, - приземлились космонавты не в заданном районе, а в глухой тайге в районе Перми, где их долго не могли найти. К счастью, все обошлось благополучно".

После Байконура Степан Грибенчук служил на разных объектах войск стратегического назначения. Выйдя в отставку, работал в структурах ДОСААФ Брестской области. Вот где пригодились байконурские страницы его биографии. Личное знакомство и дружба с известными космонавтами помогали оживить работу по военно-патриотическому воспитанию, которым и занимался отставной полковник. Благодаря ему на Брестчине в ряде музеев были открыты "космические" выставки с подлинными экспонатами.

В фотоальбоме ветерана есть снимок, где он запечатлен с Германом Титовым. На обороте надпись: "Непосредственному участнику запуска космического корабля "Восток-2". С благодарностью Г.Титов. 6 августа 1991 года". Космонавт номер два подписал его во время торжеств, посвященных 30-летию его полета в космос. Степан Грибенчук был приглашен тогда в Москву в качестве члена Комитета космонавтики СССР. Бывал он на правах почетного гостя в Центре подготовки космонавтов и в последние годы. Личная дружба связывает его со многими космонавтами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter