В Гомельском дворцово-парковом ансамбле началась интеракция Руслана Вашкевича "Иди и смотри"

Руслан, Пабло и белочка

21 ноября в Гомельском дворцово–парковом ансамбле началась интеракция Руслана Вашкевича «Иди и смотри».

Фото  Олега  КУРАШОВА

Представляете себе гомельский осенний парк в солнечный день. Дети кормят и без того упитанных белочек, родители фотографируют... А в это время во дворце Румянцевых — Паскевичей, в светлых залах, где золоченая лепнина, высокие белые филенчатые двери, сверкающие дверные ручки, наборный паркет полов, мрамор колонн, ступеней и балюстрад, где росписи, ковры и пышные шторы... Вообще, представляете, что такое настоящий дворец, а в нем настоящий музей: как Лувр, Эрмитаж, Прадо... Зрители там ходят тихо, скользя по паркету, в гардеробе всем выдают специальные черные бахилы, без них вход в залы запрещен. Даже сотрудники музея, даже директор в такой смешной и неудобной обуви. Несколько комично, не очень удобно, но подобные обстоятельства и создают ауру настоящего музея.

Представили? Так вот в этом архитектурном великолепии, в этом консервативном и закрытом для современного искусства мире — выставка Руслана Вашкевича, на которой он показывает свои главные проекты, сделанные в последние пять–шесть лет (кстати, это уже мировая мода, предоставлять современному искусству музейные залы). Удивительно, когда строительные леса, ржавые, разноцветные, покореженные, становятся частью экспозиции. На них холсты без привычных золоченых рам, подвешены, прикручены, установлены. Вроде бы как попало. А вокруг на наборном паркете смятые репродукции картин великих предшественников: Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, Модильяни, Поля Сезана, Веласкеса... Тех, к творчеству которых отсылает художник зрителя.

Художниками чаще всего становятся еще в детстве. Но потом долго учатся: ходят в изостудию, в художественную школу, поступают в училище, затем в академию искусств. Постепенно из восторженных мальчишек и девчонок юные таланты превращаются во взрослых скучных бородатых дядек и пестро одетых теток. Они уже все знают, понимают, их мало чем можно удивить и зажечь. Им хорошо известны границы дозволенного, за которые переходить опасно. Перейдешь — осудят, накажут!

Фото  Олега  КУРАШОВА

Руслан Вашкевич умудрился пройти все предписанные настоящему профессионалу ступени взросления, получить свои аттестаты и дипломы, трижды жениться, заиметь пятеро детей, но при этом остаться мальчишкой, а точнее — пацаном.

Он выставляется, как пишут в рекламе, здесь и по всему миру, делает лишь то, что лично ему интересно. Как настоящий пацан, лихо перепрыгивает высокие и низкие заборы, пробирается и залезает в чужие сады и дворы, бесстыдно воруя самые красивые яблоки, велики, и главное, не боится признаваться, что залез, сорвал, украл, угнал, но теперь это его, он смог перекроить украденное на свой фасон, яблоко успел покусать. Теперь не проси — не отдаст!

Хотя может и вернуть, попробовал, покатался — «забирай свой самокат–велосипед, мне уже неинтересно, меня теперь другое интересует!». (Заимствование, цитирование чужих открытий — вполне дозволенный в современном постмодернистском мире художественный прием. Он не осуждается, а поощряется.) Главное, чтобы в этой игре возникал новый и неожиданный смысл. Новое прочтение старой истины.

Руслан Вашкевич не боится показаться смешным, нахальным, смелым, удачливым. Иногда кажется, что его даже не волнует, будет он понят зрителем или тот пройдет мимо. Главное — удивить! Художнику это удается. Зрители не скучают, а вовлекаются в предложенную игру, становясь соучастниками увлекательного приключения.

Я видел много различных выставок, но такую, признаюсь, вижу впервые. Задействован весь дворец, лестницы, большие и маленькие залы. Зрелище феерическое. Каждый из пришедших зрителей может найти что–то свое, то, что его удивит, заставит по–новому взглянуть на привычное сочетание изображений или написанных предметов.

Художник и те, кто с ним работал, декларируют эту интеракцию как серьезный разговор о зрении. О том, что и при каких обстоятельствах человек может увидеть, а потом додумать, досочинять. В каждом зале висит письмо–послание зрителю, объясняющее и подсказывающее смысл данного проекта. Есть даже записки для посетителей, лишенных зрения, они шершавые, их можно прочесть, прикасаясь к бумаге кончиками пальцев.

Я упомянул о детях, кормящих в парке рядом с дворцом Румянцевых — Паскевичей белочек. Так вот Фото  Олега  КУРАШОВАоб этом животном. В начале прошлого века два великих художника Пабло Пикассо и Жорж Брак занимались кубизмом. Договорились писать картины с одними и теми же предметами, а вечером сделанное за день обсуждать и двигаться вперед. Писали курительную трубку, чашку... Брак смотрел на натюрморт Пикассо, а потом возмущенно воскликнул, что тот нарушил уговор, написал вместо трех предметов еще и белку...

Так и появился новый подход к изобразительному искусству, когда изображено одно, а зритель видит другое... Многое из того, что делает Руслан Вашкевич, построено именно на этом приеме. На двойственности восприятия, на умножении смыслов.

Еще ни разу столько проектов художника не выставлялось одновременно и в одном месте. «Лестница», «Не смотря ни на что», «План побега», «Охота на Минотавра», «Новые ноги для моей бабушки», «Тайная архитектура. Цветы Зла», «Шкала Рихтера», «Музей», «Конец света», «Дальтонические объекты», «Проект ХЗ — живописные линейные имиджи»... Залы дворца оказались заполненными и местами переполненными современным искусством. Из старого дореволюционного шкафа звучит абсурдистская пьеса о Ван Гоге и современных художниках, на экранах в другом зале известная журналистка японскими палочками поедает драгоценные камни. В следующем зале идет фильм, рассказывающий о повседневной жизни художника, о том, как он зарабатывает на хлеб насущный. Тут же этот мастер представлен в образе Винсента Ван Гога, а бревна, их срезы — знаменитые подсолнухи. А всего–то и понадобилось художнику для такой трансформации —– немного оберточной бумаги и клея...

Художественных чудес, неожиданных ходов на выставке очень много.

Из Минска на специальном автобусе прибыла большая группа поддержки. Музыканты, культурологи, искусствоведы, художники, поклонники таланта, фотографы. А вот дети Руслана приехали пораньше, на поезде. Руслан заботливо поил их в гримерке чаем–кофе, отправлял погулять в парк. Я наблюдал за этой сценой и радовался, удивлялся тому, каким разным может быть настоящий художник.

«Руслан Вашкевич в некотором смысле примеряет и играет роль собаки–поводыря. Он пытается расширить поле зрения пространственных горизонтов человека в повседневном, психологическом, историко–культурном контекстах. Экспериментирует с цветом, играя в прятки, обманывая зрение, создавая иллюзию, визуальную метафору, нарочито выпячивая, кадрируя и кодируя различные темы, сюжеты, ракурсы. Главным образом автор развивает способность видения у своего зрителя, формируя навыки не столько понимать, сколько видеть иначе. Глаз служит для души проводником в то, что остается за ее пределами, поэтому — ИДЕМ И СМОТРИМ!» — так написала культуролог Анна Вощинчук.

Кстати, зрителей в Гомеле ждет большая программа мероприятий в рамках проекта: лекции, фильмы, беседы...

ladzimir@tut.by

Фото  Олега  КУРАШОВА

Советская Белоруссия №224 (24605). Вторник, 25 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter