Рушник на образах

Марину Гущо за ткацким станком я не застала.
Марину Гущо за ткацким станком я не застала. И Татьяну Тарасенко тоже. Кросна, на которых творят чудеса рукоделия умелицы (одна ткет рушники, вторая - пояса), временно пустовали. Зато сами изделия гордо красовались в местном Доме ремесел.

Особенно впечатляли рушники: ажурные, я бы даже сказала, кружевные, они поражали своей необычной техникой изготовления.

- Техника и впрямь уникальная, - пояснила директор Городокского дома ремесел Елена Боровцова. - Подобной во всей Беларуси вы не найдете. Потому что здесь сплелись воедино несколько культур: белорусская, русская, старообрядческая. Так получилось, что на городокской земле в XVII веке искали спасения от церковных и государственных реформ раскольники. А среди них было немало мастеров, знающих древние секреты ремесла. И, что не менее важно, смысл сакральных знаков. Ведь вытканный на рушнике узор - не просто украшение, но и определенный символ. Например, Солнце означает плодородие.

Реальное, а не вытканное июньское солнце заглядывало в окна старинного здания (говорят, было здесь до революции дворянское собрание), под крышей которого собираются нынче все местные рукодельницы. А я слушала лекцию о рушниках.

До того мне казалось, что об этом предмете обихода я знаю практически все. В детстве лицезрела наглядный процесс их появления из пряжи - имею в наличии несколько бабушкиных серебристых раритетов из льна. А вот поди ж ты - удивила меня Елена Михайловна. Оказывается, были среди большого ассортимента рушников такие, которые назывались "абыдз„ннiкамi". Ткались они исключительно в разгар строгого поста - целую ночь в абсолютном молчании деревенские женщины сидели за кроснами. А уже под утро, когда заветные рушнички были готовы, мастерицы с образами и молитвами три раза обходили деревню вокруг и лишь после этого крепили рушник на придорожный крест. Считалось, что он предохраняет от всяческих болезней, стихийных бедствий, да и вообще напастей. Самые же красивые ажурные рушники вешались в качестве набожников на образа. В такой же неповторимой технике изготовлялись в здешних краях скатерти, занавески, салфетки. Представляете домики с затейливо переплетенными красотами-оберегами?

По закону парадокса, ажурное ткачество могло запросто пропасть, затеряться в веках. Но фрагмент мастерства предков Марина Гущо нашла в одной из экспедиций. Стала расспрашивать старожилов, искать описания. Чтобы разгадать узор, несколько раз распускала, набирала заново. И восстановила-таки магию рисунка.

Для изготовления подобной красоты в Доме ремесел стоят три станка. Смастерил их также местный умелец. По рисункам да по своим детским воспоминаниям, как садилась мать к шустрому челночку. Сейчас Елена Боровцова хочет пристроить здесь четвертый станок, хотя, честно говоря, тесновато в бывшем дворянском собрании, много мастериц приходит сюда воплощать свои задумки: и по соломоплетению, и по вытинанке, и по вышивке.

Но, как говорится, в тесноте да не в обиде.

Тем более что сакральный предмет - рушник - в прямом смысле объединяет людей. Ведь чтобы получился он красивым и знаковым, надо, во-первых, в экспедицию съездить, уловить дух традиций и символику узоров. После этого просится на вытканную основу вышивка в тон - и тут не обойтись без умелых рук Татьяны Мисниковой, чьи работы заприметила на "Славянском базаре" сама Людмила Зыкина. Ну а какой же добрый рушник без кипени кружев! За их вязание берется Ирина Васильева.

В итоге - рукотворная гармония.

К своему ремеслу-искусству мастерицы относятся не просто трепетно, а, я бы сказала, суеверно. Говорят, насыщены льняные наследия наших предков энергетикой. И не дай Бог применить предназначенный, скажем, для роженицы рушник в качестве свадебного. Лихо будет. В подтверждение своих слов Елена Боровцова и Татьяна Мисникова рассказали такую историю: попался однажды в экспедиции рушничок с загадочным ромбом. Стали мастерицы ткать в подобной технике - плохо себя почувствовали. И день, и второй так продолжалось. Пригляделись повнимательнее к узору - и решили, что сопровождал рушник человека в последний путь. Ритуальную находку отдали в местный музей, благо там собралась одна из лучших рушниковых коллекций Витебщины.

Так что рушник - как одежда: для каждой житейской ситуации свой фасон-цвет требуется.

...А радует сегодня Елену Боровцову то, что народное творчество стало востребованным. Почитаемым. Популярным. И не приходится, как случилось во времена приснопамятные, заставать в экспедиции такую картину. Достала в деревне Долгополье сельская учительница прекрасный наследный рушник, а орнамент на нем обрезан. Боялась, оказывается, что упрекнут за неатеистический атрибут в доме.

Слава Богу, канули в Лету времена забвения традиций. И потому строит директор Дома ремесел грандиозные, но вполне реальные планы. Например, организовать выпуск одежды с элементами местного ткачества и прочего фасонного рукоделия. Реализуя коллекции для начала гостям "Славянского базара в Витебске".

Звезды эстрады - эстеты: толк в ручной работе знают.

P.S. А ткачих Марины и Татьяны недаром не было в день моего визита в Городке. Завоевывали главные призовые места на областном конкурсе "Матчыны кросны".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter