Что ожидает в этом сезоне велосипедистов и самокатчиков

Рулим по-новому

Верный признак наступившей весны: на городские улицы массово выкатывают велосипедисты и самокатчики. В этом году и в Беларуси, и в России любителей средств индивидуальной мобильности ожидает ряд новшеств. В деталях разбирались корреспонденты «СОЮЗа».

В России с этого сезона на электросамокатах должны быть установлены номерные знаки.
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ

Как в Беларуси

Лидер по востребованности у населения данных средств передвижения — двухмиллионный Минск. В столичной ГАИ недавно озвучили любопытную информацию: количество поездок за 2023 год по сравнению с 2022‑м увеличилось более чем в два раза — до двух с лишним миллионов. В два раза, с 80 до 160 тысяч, выросло и количество пользователей краткосрочной аренды двухколесного транспорта.

Пока еще не все любители велосипедов и электросамокатов окончательно свыклись с введенными в прошлом сезоне в Минске новациями. Речь об ограничении скорости на отдельных участках уличной сети до 15 — 20 км/ч. В прошлом году столичными властями также были определены зоны запрета движения и парковки. А еще в Минске появились камеры, которые измеряют скорость электросамокатов и велосипедов.

Среди столичных новшеств сезона-2024 — появление в апреле — мае чат-бота для оперативного решения вопросов, связанных с парковкой средств персональной мобильности. Любой желающий сможет сообщить заинтересованным службам о том, что где-то эти средства мешают уборке улиц или создают иные неудобства окружающим. Параллельно в Минске продолжается совершенствование велосипедной инфраструктуры. Главные приоритеты — транспортное соединение микрорайонов, развитие магистральных дорожек и повышение удобства совместного использования дорожек, совмещенных с тротуарами. В этом году также планируется скорректировать, пожалуй, наиболее популярный у минчан веломаршрут вдоль реки Свислочь, рядом с ним появятся параллельные велодорожки вдоль оживленной транспортной магистрали — проспекта Победителей.

Планируется в этом году также провести в белорусской столице мониторинг велосипедного трафика. Для этого предполагается установить на определенных направлениях радары или системы видеоаналитики.

Спрос на средства персональной мобильности в Беларуси стабильно большой. Два года назад аналитики одной из экспертных компаний в области логистики озвучили прогноз: потенциал только одного рынка кикшеринга (сервиса краткосрочной аренды электросамокатов) — до 15 тысяч единиц, из них до 10 тысяч в Минске, еще 5 тысяч в регионах. Этого показателя страна пока не достигла. В прошлом году в Минске краткосрочную аренду данных транспортных средств предоставляли 5 операторов, в областных городах и крупных райцентрах — 3. В сезоне-2024 один из них намерен разместить на улицах столицы более 5000 электросамокатов, и это говорит о больших ожиданиях от сезона.

Что касается велосипедов, известно, что за первое полугодие минувшего года белорусами было приобретено около 50 тысяч велосипедов, из них около 30 тысяч — белорусского производства.

Пользоваться кикшерингом и в России, и в Беларуси легально можно только с 18 лет.
АРКАДИЙ КОЛЫБАЛОВ

Как в России

О том, насколько популярны в Москве средства индивидуальной мобильности (электросамокаты, гироскутеры, сигвеи и моноколеса), можно судить по таким данным: по итогам сезона 2023 года количество поездок по городу составило 64 млн. 
В сутки москвичи совершали около 220 тысяч поездок. А к 2030-му их число должно вырасти до 750 тысяч! Такой прогноз сделал в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин. И эта цифра сопоставима с пассажиропотоком линии метро!

А потому закономерно, что власти всерьез взялись за правовое регулирование статуса водителя СИМа (средство индивидуальной мобильности). Так, с 1 марта прошлого года в России вступили в силу новые правила, согласно которым СИМы перестали приравниваться к пешеходам, а получили статус транспорта. До этого в ПДД не было различия между электросамокатами и пешеходами, и это доставляло последним немалые проблемы. Теперь законом установлено, что на самокатах можно перемещаться только по велодорожкам. При их отсутствии — по тротуарам, если самокат весит до 35 кг. При отсутствии других возможностей — по краю проезжей части. Если же СИМ весит более 35 кг, то только по краю проезжей части.

В этом году в Москве планируют продолжить работу по повышению безопасности поездок. Из всех ожидаемых новшеств самые важные три: введение в приложениях идентификации пользователей, тестирование водителей самокатов и на знание ПДД и появление рейтинга пользователей.

Как все это будет выглядеть на деле? Пожалуй, самое сложное из нововведений — идентификация. На сегодня для аренды самоката не обязательно предъявлять удостоверение личности. Достаточно, чтобы к твоему аккаунту была привязана банковская карточка. Иногда сервисы просят указать номер телефона. И это притом что пользоваться кикшерингом в Москве легально можно только с 18 лет. Это правило многие подростки легко обходили, пользуясь аккаунтом своих родителей. Теперь, видимо, придется делать селфи, а специальная система распознавания лиц будет сверять его с фото в паспорте. Любители погонять на самокатах очевидно удручены: сколько времени уйдет на проверку? Ведь не секрет, что одним из достоинств кикшеринга как раз и была легкость доступа к аренде самоката — взял и поехал. А еще идентификация — шаг на пути к штрафам пользователей самокатов с помощью камер (правда, для этого должно быть установлено специальное программное обеспечение). Ведь сейчас наказать нарушителя может только инспектор ГИБДД, и штраф составляет всего 800 рублей.

Второе новшество — внедрение рейтинга пользователя. Эту систему уже используют агрегаторы такси. Благодаря ей свой рейтинг имеет сегодня не только каждый водитель (его сразу видишь в приложении), но и пассажир. Ему оценку выставляет, соответственно, водитель. Обладателя низкого рейтинга сервисы могут наказать — медленнее подбирать машину или просто заблокировать.

К слову, собственный рейтинг пользователей самокатов опробовали в тестовом режиме некоторые сервисы. Они анализируют информацию о нарушениях, поступающую от департамента транспорта, ЦОДД, ГАИ Москвы. Помимо этого, сервисы устанавливают свои телефоны доверия — любой может сообщить по ним информацию о нарушениях ПДД на самокатах. В итоге уже сейчас некоторые сервисы проката дают обратную связь нарушителям — от предупреждения до блокировки. При повторных или серьезных нарушениях, например передаче аккаунта несовершеннолетним, пользователя безоговорочно блокируют.

И, наконец, тест на знание ПДД. Как именно будет проходить экзамен и кому его предстоит пройти, пока официально не разъяснено. По сути, текст должен проверить у водителя самоката знания правил пересечения проезжих частей, правильной парковки и проч. Есть предположения, что он будет установлен прямо в приложении. А сдавать его придется либо тому, кто арендует самокат впервые, либо тому, кто был уличен в нарушении ПДД. Причем в случае провала можно будет тут же его пересдать.

Что касается аренды велосипедов, то в этом году городской прокат пополнят 3 тысячами электровелосипедов улучшенной модели — с бескамерными покрышками, современным дисплеем и педалями с противоскользящим протектором.
Александр Нестеров
nesterov@sb.by

Дарья Шелест

nikamir@yandex.ru


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter