Руки прочь от рубильника!

"Чубайсизация" энергетики нам не грозит Президиум Совета Министров отклонил проект постановления об ограничении и прекращении подачи тепла и энергии предприятиям-должникам.
"Чубайсизация" энергетики нам не грозит

Президиум Совета Министров отклонил проект постановления об ограничении и прекращении подачи тепла и энергии предприятиям-должникам. Это значит, что остался в силе временный порядок, по которому любое ущемление энергетических аппетитов предприятий республиканской собственности должно согласовываться с правительством. За этими событиями просматривается не только отказ от достаточно жесткой позиции, занятой в отношении должников Минэнерго, но и борьба концептуальных взглядов на экономику: отдавать приоритет валовым или качественным показателям ее развития?

Задолженность за энергоресурсы по-прежнему остается одной из острых проблем. Хотя летом предприятия несколько сократили долги перед газовиками и энергетиками, в целом за 8 месяцев года уровень оплаты за газ составил лишь 92 процента, за электричество и тепло - 95. В итоге долг страны перед Россией за основной энергоноситель, газ, по-прежнему велик - около 250 млн. долларов.

Ситуация на просторах СНГ, увы, аналогична. И если в России, например, с подачи небезызвестного Чубайса решились на жесткие меры, отключая от тепла и энергии не только предприятия и жилье, но порой и весьма важные объекты, то у нас, как видим, не прошел даже более мягкий, по словам министра энергетики Владимира Семашко, вариант. Согласно ему, ограничение и прекращение поставок энергии на предприятие должно было происходить ступенчато, после соответствующих предупреждений. Однако Премьер-министра Геннадия Новицкого и, судя по всему, Президиум Совмина в целом не устроило иное: почему вопрос об отключении лишь 17 крупнейших предприятий страны, как предполагалось Минэнерго, должна решать правительственная комиссия, в то время как остальных субъектов хозяйствования - само министерство и его органы?

Вопрос не праздный. Вполне логично, что главу правительства волнует не только ущерб, наносимый энергетике должниками, но и потери экономики вследствие отключения предприятий. Увы, каковы они, докладчик назвать не смог. Между тем лишь один факт позволяет предположить, что немалые. К примеру, отключение от сети всего на несколько дней Брестского коврового комбината обошлось ему почти в миллиард рублей. Впрочем, Геннадия Новицкого возмутила даже не столько сама эта цифра, сколько причина кризиса местного значения: личная неприязнь руководителей двух предприятий - коврового и энергетического (по мнению Премьер-министра, виноватыми оказались оба).

Можно ли избежать подобного, если вопрос об отключении предприятий будут решать энергетики? Ответ очевиден. Но только ли поэтому проект постановления о порядке ограничения энергоснабжения был отклонен? Не беремся что-то утверждать однозначно, но вот какая ситуация в экономике сложилась на сей день: фактически "пробить" через правительство отключение от сети или трубы мало-мальски крупного должника крайне трудно. Между тем такие предприятия пользуются газом, теплом и электричеством как бесплатным кредитом, помогая правительству благополучно отчитаться о выполнении задания по валовому росту производства. Вот, думается, почему присутствовавшие на Президиуме Совета Министров руководители ряда министерств встретили его решение с молчаливым одобрением.

Не беремся, разумеется, утверждать, что предложения Минэнерго достойны иного. Но совершенно ясно, что пока проблема не решена, как бы получают карт-бланш на дальнейшее существование неэффективные производства, снижающие конкурентоспособность экономики в целом. Между тем срок очередного рассмотрения вопроса Президиумом Совета Министров не обнародован.

Владимир БИБИКОВ, "СБ".

Россия отказалась от веерных отключений электричества

На днях Госдума приняла в первом чтении пакет законов, направленных на реформу энергетики России. Все это делается для привлечения в отрасль, где велик износ оборудования, инвестиций. Вместе с тем принят ряд решений большого социального звучания. Например, достигнуты договоренности о 100-процентной собственности государства в отношении центрального диспетчерского пункта и атомных станций. Законом вводится запрет на веерные отключения энергии, вызвавшие столько возмущения в обществе. Кроме того, с 2004 года будет решен вопрос о компенсации для малоимущих, когда тарифы начнут "плавать". Поправки в подготовленный правительством законопроект, одобренные практически единогласно, однозначно свидетельствуют: российский рынок немыслим без участия государства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter