Руки мастера - товар штучный

Несмотря на почти военную мобилизационную готовность села к уборке, ежедневные сводки о ходе сельскохозяйственных работ констатировали печальный факт.
Несмотря на почти военную мобилизационную готовность села к уборке, ежедневные сводки о ходе сельскохозяйственных работ констатировали печальный факт. Из более 15 тысяч комбайнов, участвовавших в битве за урожай, ежедневно примерно каждый седьмой не мог выйти в поле по техническим причинам. То есть был неисправен. В Минской области этот показатель порой был на несколько процентов выше среднего по стране. Хотя, можно сказать, под рукой Дзержинский мотороремонтный завод, специализирующийся на полном восстановлении двигателей "донов" и "нив".

В чем же дело? Мы попытались получить информацию из первых рук. По словам начальника производства ОАО "ДМРЗ" Валентина Волчка, к началу уборки предприятие отремонтировало все, что подлежало хоть какому-то восстановлению и было поставлено на завод. Из 270 готовых моторов лишь на 10 имелись рекламации со стороны заказчиков. Хотя, как известно, два года назад двигатель для "Дон-1500" снят с производства и завод-изготовитель поставляет на них лишь детали для техобслуживания. Белорусские же колхозы стремятся выжать все даже из 15-летней техники, и директору ДМРЗ Борису Снегиреву приходилось всю весну колесить по городам и весям в поисках деталей для полного восстановления узлов и механизмов предельно изношенных двигателей. Причем в условиях перманентной многомиллионной дебиторской задолженности за проделанную работу.

Еще одной особенностью подготовки зерноуборочных комбайнов к сезону стал длительный зимний простой предприятия. Если сопоставить темпы выпуска продукции в 2002-м с годом предыдущим, то получается, что до марта ДМРЗ работал вполсилы, рабочие вынуждены были переходить на трехдневную рабочую неделю с вытекающим отсюда падением заработков. Бешеная гонка началась потом, причем если в апреле предприятие отремонтировало 34 двигателя "Дона", то в мае - 23, в июне - 28, в июле - все 105 при плане 13 - 15 в месяц. Но какая была в гонке необходимость? Мотор - деталь не скоропортящаяся и вполне поддающаяся заблаговременному ремонту. Более того, завод в ноги кланялся бы каждому колхозу, привезшему мотор на восстановление зимой. Но тогда они точно впали в зимнюю спячку.

А проснулись в июле, когда жара грозила иссушить и осыпать хлебный колос. С 18-го числа почти одновременно на Дзержинский мотороремонтный поступило 38 двигателей. В этой ситуации завод пытается сделать все, чтобы сократить срок ремонта одного двигателя до суток, и переходит на трехсменный режим работы. На войне как на войне. К сожалению, в придачу к этой присказке стоит вспомнить и другую: любая инициатива бывает наказуема. Как поясняет производственный мастер Станислав Гармаза, капитальный ремонт мотора (а заявок на текущий практически не поступало) от начала до конца должен делать один слесарь в среднем за 32 часа - такова технология. Работа эта штучная, а не поточная. С 24 июля акционерное общество принимает решение продолжать работу в привычном режиме, то есть в полторы смены с круглосуточным дежурством бригады слесарей и обкатчиков. В общей сложности в июле предприятие восстанавливает 105 "сердец" для "Дона" вместо запланированных 13 плюс еще 36 - для "Нивы". 5 основных слесарей перекрывают норму в 3,5 раза. Рабочим, руководству предприятия медали бы на грудь. Но нет - комбайны-то стояли...

История эта из серии "долго запрягаем". Вот только и ездим-то потом тоже вразвалочку. Большой вопрос, собрали бы колхозы 6 миллионов тонн зерна, если бы Президент не объявил чрезвычайное положение и лично не инспектировал поля? Помните, в Столбцовском и Дзержинском районах в 9 утра над полем был вертолет Александра Лукашенко, но не было ни одного комбайна. Опять понадобилась команда сверху. Или другой пример. Трудно было догадаться сразу, что водку в страду продавать вредно?.. Так и работаем - от одной чрезвычайной кампании до другой. А почему? Ведь гораздо проще честно и своевременно исполнять свою работу и не устраивать никаких авралов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter