О маркетинге

Рубашка в сеточку

«Менеджмент умер. Маркетинг умер. Стратегия умерла» — это врачебное заключение руководителя крупной международной рекламной компании Кевина Робертса, поставленное им пару лет назад, до наших ушей долетает только сейчас. Покупатель больше не верит традиционной рекламе. Когда она начинается, он рефлекторно переключает канал. А вы нет? «Лайк» в социальной сети, поставленный неизвестно кем и когда, вызывает теперь более сильную реакцию, чем любой традиционный способ привлечения внимания. Дожили.


Классического маркетинга больше нет. Услышав такое заявление на недавней конференции, организованной Программой развития ООН в Беларуси, наши производители товаров легпрома понимающе кивали. Но как себя вести в новых условиях, похоже, пока ясно немногим. На словах все просто — без внятной сетевой стратегии выйти на зарубежные рынки сегодня уже проблематично. К сожалению, на деле пока это понимают далеко не все. Вот данные, которые привел руководитель проекта Алексей Дунаевский. Только около 4 процентов компаний — а ПРООН работала в основном с госпредприятиями — системно анализируют результаты продвижения продукции в интернете. Остальные, увы, часто ограничиваются только лишь наличием сайта. И могут вообще не следить за тем, чтобы он наполнялся актуальной информацией. Веб–страницы некоторых производителей одежды не обновляются годами. Еще одна тенденция, на которую обратили внимание эксперты, — визуальной составляющей сайтов практически всегда уделяется больше внимания, чем смысловой. Дизайн заказчики ставят на первое место, считая, что всей информацией о продукции они насытят страницы со временем. А время–то не ждет. У потенциального покупателя — будь то гражданин или оптовая компания — приоритеты расставлены в другом порядке. Главное — характеристики продукции, стоимость. И возможность ее заказать, не отрываясь от монитора. Такой сервис для многих наших компаний пока в диковинку.


Чтобы убедиться, что не все так плохо, я решил осмотреть несколько виртуальных витрин наших производителей одежды. Но, увы, пришел оттуда с пустыми руками — страницы пускай и красивые, но нефункциональные. Намеренно не называю марки. Одна фабрика изображает куртки и пальто «во всей красе», но нет никаких качественных характеристик. Размеров, состава ткани. Нет цен и условий поставок. Спасибо хоть за адреса магазинов. У другого производителя ситуация аналогичная. Хотя «движок» сайта позволяет обновлять цены, возле изображения каждой сорочки написано «0 рублей». А вот веб–страницы одного из крупных производителей верхней одежды приятно обрадовали. Легкий поиск товара по параметрам. Даже таким, как примерный силуэт. Возможность сравнить несколько моделей. Вежливая пометка о том, что цена может меняться быстрее, чем контент сайта, поэтому ее лучше уточнить по указанному телефону. Пользовательские комментарии, интеграция в Твиттер и специальный сервис business to business — связь для деловых партнеров. Мобильная версия, наконец.


Значит, менеджеры понимают, что конкуренция в сети требует борьбы и за внутренний рынок. Модель потребительского поведения, когда, прежде чем купить вещь, ее надо пощупать–померить, теперь необязательна. Тактильные ощущения уходят на второй план. Молодежь сегодня уже привыкла заказывать обувь и одежду напрямую с китайских интернет–площадок. Один клик — и товар отгружают со склада. Неделя — и он в ближайшем почтовом отделении. Приходи, забирай, кутайся в шарф. За заказ которого еще и скидок наделают всевозможных, не всегда логичных. Кто–то из наших маркетологов за этим следит?


А вот свежие данные от Яндекса. В России на просторах сети информацию о белорусской одежде ищут гораздо чаще, чем, например, о молочных продуктах или косметике. Запросы «белорусская одежда, трикотаж, белье, костюмы» составляют больше трети от всех поисков наших товаров. Хороший маркетинговый ресурс, который, однако, ничего не дает сам по себе. Почему бы производителям не начать продвижение в поисковых системах, через контекстную рекламу? Понятно, услуга не будет дешевой. Но пользоваться ею теперь в разы эффективнее, чем заклеивать билборды и ломиться в телеэфир.


Впрочем, для того проект ПРООН и затевался, чтобы как–то сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Совсем недавно в сети появился сайт, на котором может зарегистрироваться любая белорусская компания, производящая товары легкой промышленности. Размещать в каталоге можно всякую полезную информацию и пользоваться сервисом абсолютно бесплатно. Tradebel.com — заходите! И не забудьте в Фейсбуке «перепостить» и «лайк» поставить.


Советская Белоруссия №234 (24371). Четверг, 12 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter