Рожденный в рубашке

Три раза в год празднует свой день рождения Владимир Сосков из деревни Пудовня Дрибинского района
Три раза в год празднует свой день рождения Владимир Сосков из деревни Пудовня Дрибинского района

Детская песенка про день рождения, который «к сожаленью только раз в году», у Владимира Соскова вызывает улыбку. Потому как сам он свой день рождения празднует трижды в год: 17 декабря, 12 февраля и 23 октября. В эти дни его родные собираются за праздничным столом, дарят главе семьи подарки и выпивают по маленькой за его здоровье. Вообще–то родился Владимир Николаевич 17 декабря и целых 28 лет именно в этот зимний день принимал поздравления. Но если теперь у него спросить, кто он по гороскопу, он хитро улыбнется и ответит: «Стрелец. А еще — Водолей. И Весы...»

Не было бы счастья,

да несчастье помогло

— В 1980 году я жила в Таджикистане, в Кайраккуме, — рассказывает Зоя Михайловна, супруга нашего героя. — Помню, по городу прокатился слух: на гравийном заводе отвал трактора весом тонны полторы придавил парня. Как это бывает, люди несколько дней о трагедии посудачили и перестали — надоело. А я почему–то о ней не забыла. Примерно через месяц устроилась медсестрой в хирургическое отделение городской больницы. В первый же день, как только заступила на дежурство, стала изучать истории болезни наших пациентов. Начала с самой внушительной по толщине, которую заметила издали. Стоило мне увидеть диагнозы: перелом тазовых костей, перелом ребер, травматический шок II степени, — и сердце екнуло: «Это он, тот парень. Стало быть, жив!»

Любопытная, как боль-шинство женщин, Зоя тут же отправилась в палату: очень уж хотелось поглядеть на бедолагу. А увидев молодого мужчину, всего в бинтах, чуть не расплакалась от жалости. Он тоже ее заметил: «Эй, новенькая, надолго к нам?» Это потом она будет носить ему пирожки, фрукты да шоколад, делать уколы и сутками дежурить у его постели, заботливо поправляя подушку или сползающее одеяло. А тогда неожиданно для себя самой она, всегда такая бойкая, почему–то не нашлась что ответить, смутилась и выскочила за дверь. В больницу 28–летний Владимир угодил 12 февраля, а на следующий день, после того как его выписали — 20 мая, — он пришел к родителям Зои, чтобы просить руки их дочери.

Три Володи

— В том, что он будет моим мужем, лично я нисколечко не сомневалась, — признается Зоя Михайловна. — Знаете, как красиво он ухаживал! Как только врачи разрешили ему встать на ноги, он стал мне цветы носить. Да не какие–нибудь, а шикарные розы. На территории больницы был прелестный сад, уж не знаю, чем Володя так понравился нашему сторожу, но тот, готовый сражаться за каждый цветочек, ему разрешал срезать их сколько угодно. Но самое главное — Володю прекрасно принял мой десятилетний сын, который буквально с первого дня знакомства стал называть его папой. Не по моей подсказке, а потому, что ему самому так захотелось. Ему сегодня уже 35 лет, а так до сих пор и зовет.

...Все–таки удивительная штука — жизнь, никогда не знаешь, что ждет тебя за поворотом. Я ехала писать материал о странных, роковых совпадениях в судьбе Владимира Николаевича, а оказалось, что и в судьбе его жены таких немало. Первого супруга Зои Михайловны тоже звали Володей. Его не стало, когда она носила под сердцем сынишку — была на четвертом месяце беременности. Муж возвращался с работы, и буквально в нескольких метрах от дома на него напали, ударили ножом в сердце. Уже потом следователь расскажет ей, что преступники обознались: в подворотне они поджидали вовсе не ее Володю. В честь погибшего любимого Зоя назвала Володей сынишку. После того как в ее жизни появился Володя Сосков, сына с его согласия «переименовали» в Вову. Чтобы не путаться.

...Когда коллеги–медики из хирургии горбольницы узнали, что их Зоя собирается замуж за того пациента, которого еще несколько месяцев назад почти все они считали безнадежным, мягко говоря, удивились. А один из них счел своим долгом отвести ее в сторонку и предупредить: «Ты подумай хорошенько, прежде чем идти на такой шаг, ведь у него, скорее всего, никогда не будет детей». Ровненько через 9 месяцев после свадьбы у Сосковых родилась Алеся, еще через год — двойняшки Алеша и Аленка (девочка, к несчастью, умерла через 5 месяцев), потом Оксана.

От судьбы не уйдешь?

Тогда, после аварии на заводе, Зоя тайком от мужа сходила к гадалке. Старая женщина кинула карты, сказала: «Нельзя ему на тракторе работать»... Когда семья из Таджикистана перебралась в Беларусь, в Шкловский район и муж стал искать работу, Зоя Михайловна не выдержала, раскрыла секрет, но он ее не послушал. Сказал: «Той бабуле уже 100 лет исполнилось, сама не ведала, что говорила!»

...23 октября 1998 года Владимира Николаевича на «скорой» привезли в реанимацию районной больницы. На колхозном поле (он работал механизатором в «Заре») на него наехал восьмитонный трактор Т–150. В дороге у Владимира Николаевича дважды останавливалось сердце, медики были уверены: не довезут... В реанимации он пролежал до декабря, после чего из районной больницы его отправили в Могилевскую областную. Диагнозы были почти те же, что и после первой аварии: множественные переломы ребер, таза, травматический шок II степени плюс разрыв мочевого пузыря. На одной ноге ему сделали 12 операций! Даже лечащий врач сказал: «Ну, мужик, ты в рубашке родился! Смотри только, впредь не испытывай судьбу, не подходи больше к трактору. Видно, суждено тебе ходить пешком».

— Лгать не стану, накануне страшных событий я предчувствовал недоброе, — признается Владимир Николаевич. — В тот февральский день 80–го года ужасно не хотел идти на работу. У меня был грипп, поднялась температура, и я попросил мастера отпустить меня домой. Он не согласился. Сказал: ставить вместо тебя мне некого, так что хотя бы полсмены отработаешь. Потом все списали на несчастный случай, мастер тот отделался выговором, его лишили квартальной премии... В октябре 1998–го ощущения были те же — до того не хотелось идти на работу, что я для себя решил: если начальник не отпустит (а у меня было два отгула), уволюсь по собственному желанию... На свою беду перед уходом домой решил показать подменявшему меня пареньку, как управляться с трактором (у каждой техники свой нрав), а он возьми и нажми на какую–то кнопку, когда я стоял возле машины. Комиссия, расследовавшая причины происшествия, вынесла решение: все произошло из–за грубейшего нарушения правил техники безопасности. Наказания никто не понес...

Владимир Николаевич обиды ни на кого не держит — столько лет прошло. Но не перестает удивляться, как остался жив, после того как грузная махина прошлась по его телу всеми четырьмя колесами. Говорит, первые дни вместо лица было сплошное кровавое месиво, даже белки глаз были красно–синие, и врачи никак не могли разобрать, куда глядит их пациент: на них или в сторону.

Испытывать судьбу в очередной раз Владимир Николаевич не стал. Когда три с половиной года назад семья переехала в деревню Пудовня Дрибинского района, «на трактор» больше не пошел, устроился электросварщиком в совхоз «Высокоборский». «Однажды меня попросили перегнать трактор на другое поле, и я не смог отказаться: это ж надо было бы поведать всю историю моей жизни, — рассказывает Сосков. — В общем, сел–таки за руль. Но я вам честно скажу: руки всю дорогу дрожали, сердце предательски частило, а когда приехал (езды всего километров 8 было), обнаружил, что майка на мне насквозь мокрая, хоть выкручивай!»

Вот уже несколько лет Владимир Николаевич спит по четыре часа в сутки, а то и не спит вовсе — не дают покоя старые раны. Но, несмотря на это, он, представьте себе, считает себя счастливым человеком. Говорит: «А как же иначе: у меня ведь такая замечательная семья, жена, дети, трое внуков — что еще надо человеку для счастья!»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter