Роман Виктюк: великий и... добрый

Раньше Романом Виктюком было принято пугать детей и друг друга.
Раньше Романом Виктюком было принято пугать детей и друг друга. Грех жаловаться, маэстро сам немало для этого потрудился - все эти провокации, скандалы и разноцветные пиджаки... Сегодня красотой порока и подозрительно изломанными мужчинами никого не удивишь. Да и от вечного карнавала нельзя не устать. Почтенный классик Роман Григорьевич сегодня наставляет своих актеров: "Ровный тон, ровный тон. Я тебе поиграю!" У "Театра Виктюка" больше нет сил на притворное, яркое веселье, драпирующее страх перед смертью и ужас одиночества. Вот он Виктюк, такой, какой есть, - без залихватского эпатажа и шелковых тряпок.

11 октября Малый театр, взявший на себя, помимо развлекательной функции, миссию просветительскую, представляет во Дворце культуры железнодорожников спектакль Романа Виктюка "Эдит Пиаф", премьера которого состоялась в московском "Современнике" год назад. Зрители не увидели привычных пластико-эротических этюдов, не услышали знакомых пряных интонаций. Мастер убедительно доказал, что его театральный гений может обойтись без мистификаций. Это человечное произведение о любви Эдит Пиаф и летчика-легионера можно смотреть даже детям. В спектакле есть, однако, все, чтобы разжалобить даже самую циничную аудиторию: тяготы и лишения начинающей певицы, редкие и случайные мгновения счастья, смерть любимого и, наконец, знаменитая песня, которую она будет петь о нем.

Роль "воробышка Монмартра" играет Нуца - певица, известная в богемных кругах. Ее Пиаф невозможно увлечься как женщиной - она хулиганит и кривляется на сцене. Зато Легионер (Николай Добрынин) красив и обаятелен. Эта чудаковатая пара рождает взрывной комический эффект. "Бедная Пиаф - такая некрасивая и неуклюжая. А ее летчик такой забавный и смешной. Но оба совершенно не умеют устраиваться в жизни. Как это трогательно и мило", - повествует спектакль. Так смотрят умеющие жить на тех, кто создавал высокое искусство. За внешней инфантильностью, однако, угадывается страх потерять то, что дорого. И Виктюк стремится приблизить остроту чувств к эмоциональному накалу песен Эдит Пиаф.

Еще с одним шедевром режиссера минчане смогут познакомиться 12 октября. Это спектакль "Маркиз де Сад". Несмотря на громкое название, обещающее будоражащие воображение размышления о пороке, постановка опять-таки не вызвала шума в театральной среде. "Ну, подумаешь, еще один эпатажный спектакль, будто мы Виктюка не знаем!" Начинается действие привычно для виктюковского зрителя: оглушительная музыка, сплошь фаллическая символика, обтягивающие трико, придыхания... Только все эти "безобразия" выглядят на этот раз карикатурой Виктюка на самого себя. Публика смущается и робко хихикает, недоумевая от того, что происходит. По ходу действия ей сообщают, что певец порока большую часть жизни провел не в будуарах, а в тюрьме. Последним же его пристанищем была больница для душевнобольных, где под его руководством устраивались театрализованные представления. Все становится на свои места, когда зритель понимает: действие происходит в сумасшедшем доме. А все увиденное нами - театр, предназначенный для коллективного исправления нравов. Так, главный садист де Сад и главный возмутитель спокойствия Виктюк оказались моралистами. Публика успокаивается и перестает хихикать, задумываясь о бренности всего сущего. Словом, весь этот шумный маскарад, который Роман Виктюк задумал давным-давно, нужен был ему лишь затем, чтобы зритель наконец возмутился и восстал против пошлости и порока.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter