Роль аттестата в общем среднем образовании возрастет

По каким правилам поступить в вуз или ссуз? Вот вопрос, который ежегодно волнует будущих студентов и их родителей. Бывало ведь и так, что абитуриент буквально за месяц-полтора до начала вступительной кампании выяснял, какие экзамены будет сдавать.

По каким правилам поступить в вуз или ссуз? Вот вопрос, который ежегодно волнует будущих студентов и их родителей. Бывало ведь и так, что абитуриент буквально за месяц-полтора до начала вступительной кампании выяснял, какие экзамены будет сдавать. «Все это, — отмечает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Зданович, — создавало напряженность в обществе. Мы считаем, что и родители, и их дети должны иметь эту информацию уже за два-три года до поступления. Поэтому и возникла идея разработки долгосрочных Правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения». Сейчас проект указа главы государства об утверждении этих правил находится на доработке. Сегодня же можно говорить лишь об основных отличиях, которые будет содержать документ.

— На прошедшей недавно встрече главы государства с членами Республиканского совета ректоров председатель Комитета госконтроля Анатолий Тозик обратил внимание на то, что зачастую в школах начиная с февраля–марта 70–80 процентов выпускников полностью погружаются в проблемы предстоящей вступительной кампании, забывая о школьной программе. Владимир Матвеевич, как вы считаете, принятие новых правил изменит сложившуюся ситуацию?

— Действительно, престиж школы был подорван. Выпускников зачастую не интересовало, каким будет аттестат. Главное, чтобы это позволяло подавать документы в вуз. Как показывает практика, концентрировались ребята лишь на нескольких предметах. В их числе — языки, физика, химия, математика и история. Чтобы этого избежать, централизованное тестирование будет выведено за рамки школы. То есть в новых правилах приема будет предусмотрено, что ученики, как и было много лет подряд, сначала сдают выпускные экзамены (их количество определит Минобразования), получают аттестат об общем среднем образовании, а уже после этого начинается кампания, связанная с тестированием.

Централизованное тестирование пройдет по двум предметам. Некоторые вузы, например Белорусский государственный медицинский университет, будут принимать все экзамены в виде тестов. В других вузах два экзамена пройдут в форме тестирования, а третий – по усмотрению самого вуза. Возможно, это будет диктант или контрольная работа, может быть, и устный экзамен. Понятно, что с помощью тестов выявить, обладает ли человек, скажем, артистическими данными, невозможно. А значит, по творческим направлениям сохранится экзамен. Но если вуз согласится проводить третий экзамен в форме теста, материалы для него будут разрабатываться Республиканским институтом контроля знаний, а не самим учебным заведением. Хотя, конечно, к разработке тестовых заданий будут привлекаться учителя школ и преподаватели вузов. Много нареканий вызывало содержание тестовых заданий, поэтому один из пунктов законопроекта гласит, что содержание тестов будет базироваться на материале общего среднего образования.

— Будет ли на решение о зачислении абитуриента какое-то влияние оказывать его аттестат об общем среднем образовании?

— Помимо трех экзаменов, в качестве 4-й оценки будет учитываться средний балл аттестата. Роль аттестата, как я уже говорил, стала резко падать. А ведь это — серьезный документ. Такое новшество для всех хорошо: и для школьников, которые получат более полные знания, и для их учителей. Представьте состояние педагога, к которому не приходят на уроки, поскольку выпускной экзамен по этому предмету не сдается! Тревожит лишь то, что, как и в прежние времена, средний балл аттестатов по республике станет, и, возможно, не вполне обоснованно, расти. Как это было некогда с золотыми и серебряными медалями, которые давали право преимущественного поступления. Поработаем – увидим. Внести в дальнейшем поправку в правила несложно. Либо ограничиться более жесткими требованиями к педколлективам в части объективности оценки знаний при выдаче аттестатов об общем среднем образовании.

— Как и прежде, прием документов в вузы будет осуществляться в несколько этапов?

— Два потока, в первом из которых шел прием документов в самые престижные вузы, а затем во все остальные, отменяются. Сроки приема во все вузы государственной и частной форм собственности (кроме заочного и вечернего отделений вузов сельхозпрофиля) будут общими. Документы на все формы обучения будут приниматься с 10-го по 28 июля (на военные факультеты — с 10-го по 25 июля), а вступительные испытания пройдут с 30 июля по 3 августа. Небольшое исключение сделано лишь для творческих (Белорусская государственная академия музыки, Белорусская государственная академия искусств, Белорусский государственный университет культуры и искусств) и силовых (Академия МВД, Военная академия, КИИ МЧС, Гомельский инженерный институт МЧС) вузов. Здесь прием документов начнется с 5-го июля и продлится до 14 июля, а вступительные испытания пройдут с 16-го по 20 июля. Согласитесь, те, кто выбрал профессию актера, не будут подавать документы, скажем, на правоведение или физвоспитание. А хорошее такое нововведение или нет, покажет время. У меня есть лишь небольшое опасение, что после этого может упасть конкурс в региональные вузы.

— Вопрос отмены вступительных льгот в последнее время обсуждался неоднократно. Какие нововведения предусмотрены законопроектом?

— Мнение комиссии изначально было таковым, что при поступлении в высшие учебные заведения решающую роль должны играть знания и способности наших абитуриентов. Поскольку высшее образование дает право на работу, в том числе в качестве руководителя. И от того, какие у него знания, талант и способности, зависит очень многое. Даже, без преувеличения, будущее нашей страны. Поэтому к этому вопросу мы отнеслись особенно тщательно. И уже первоначальный проект Закона «О высшем образовании» (а он перекликается с Правилами поступления в вузы и ссузы) предусматривает, что на первом месте будут знания и способности. Затем мы провели ранжирование, кого зачислить в первую очередь, но при прочих равных условиях. Это справедливое предложение. В нем нашло отражение и мнение Президента относительно того, как совершенствовать эти правила приема. Поэтому количество льгот в новом документе резко уменьшилось. Считаю, что лет через 5—10 проблема льготного поступления в республике исчезнет как таковая. Потому что основная задача не в том, чтобы открывать широкий коридор для огромного количества льготников, а в создании должных условий для обучения в школах периферийных районов. В каждом агрогородке, которые сегодня строятся, обязательно будут школы с большой буквы. Сегодня это возможно. Мы можем обеспечить их хорошей материальной базой и отличными учителями. Сейчас в стране переизбыток этих кадров, а значит, есть из кого выбирать. Кстати, к чести сельских школ, хочу заметить, что многие ребята при поступлении в вуз не реализуют право раздельного конкурса, показывая лучшие знания, чем горожане.

Без экзаменов будут зачисляться победители предметных и спортивных олимпиад, творческих конкурсов, которые проводятся в пределах страны или масштабе планеты. Эти люди уже прошли сверхжесткий отбор. Конечно, такие абитуриенты с удовольствием будут приниматься во все вузы на те специальности, которые соответствуют их победам. Если кто-то из них, скажем, победитель олимпиады по химии, пожелает поступить в другой вуз, где этот предмет непрофильный, ему понадобится сдавать экзамены. Но по химии он получит высший балл.

— Что ожидает детей-сирот и инвалидов 1-й и 2-й групп?

— Они могут поступать в вузы (обратите внимание, не вне конкурса) при условии, что по предметам, которые они будут сдавать в качестве экзаменов, в аттестате оценка не ниже 6 баллов. Зачислены же они будут тогда, когда сдадут вступительные экзамены с положительной оценкой. Правда, по поводу последней формулировки у нас с Минобразования разногласия. К положительной отметке сейчас относится три балла, но если перевести их в использовавшуюся ранее пятибалльную шкалу, получаем кол с половиной. Поэтому комиссия предлагает заменить формулировку и ввести ограничения 4 баллами. Тогда мы не противоречим Конституции, поскольку для одних ребят вступительные испытания – суперконкурс, для других – конкурс с этой оценкой.

Правда, еще пока под льготную категорию у нас подпадают ребята, обучающиеся в Суворовском училище, где зачастую занимаются и ребята из полных семей. Почему мы должны давать им льготы при поступлении? Комиссия выступила с предложением, чтобы для них была открыта дорога в силовые вузы.

В любом случае, мы трепетно относимся к праву каждого абитуриента на получение высшего образования и создаем все условия для этого.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter