Откуда пошли фамилии Шендик, Телеликов, Лещенко, Хотько, Волот

Родом из мифов

«С удовольствием читаю рубрику. Хочу узнать историю фамилий Шендик и Телеликов. Валентина Шендик, Минск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Шендик — прозвание, производное от белорусского диалектного слова «шэндзя» («малярия»). Местная жительница говорит: «Не было тое весны, шчоб людзi не хворэлi на эту шэндзю» («Тураўскi слоўнiк»). Прозвание Шендя мог получить человек, болеющий или переболевший малярией, а также тот, кто имеет малярийные признаки (истощенность, худоба, желтизна кожи и др.). Нельзя исключить и возможность образования этого прозвания от польского диалектного слова «шендерлата» — «оборванец» (Ян Карлович «Словарь польских говоров»).

Основу фамилии Телеликов составляет прозвание Телеляк (а) по значению русского экспрессивного глагола «телелякать» — «болтать, вести неделовой разговор» («Словарь» В.Даля). Телеликов — потомок Телеляка (Телеляки).

«В деревне Замостье распространены фамилии Лещенко, Хотько, Волот. Прошу разъяснить их происхождение. Марина Мелешко, Слуцк».

— Российский ономаст Ю. Федосюк считает, что основу фамилии Лещенко составляет древнее дохристианское личное имя Лещ. В языческую эпоху названия рыб, птиц, зверей широко использовались для именования людей. В истории известны даже семьи, которые предпочитали только рыбные имена (Окунь, Линь, Карась, Щука). С принятием христианства языческие имена сначала перешли в разряд вторых имен, а затем перекочевали в фамилии. Лещенко — потомок Леща.

Хотька (о) — разговорный сокращенный вариант церковного имени Фотий (из греческого «освещать, просвещать»). Исходными также могли послужить древнеславянские составные имена Хотислав («хотящий, желающий славы»), Хотимир («хотящий, желающий мира») (В.С.Казаков «Именослов»).

Волот — герой белорусской мифологии, обладающий могучей силой. Существует легенда о том, что курганы, которые в народе называют волотовками, являются местом захоронения волотов–силачей. В дохристианский период слово «волот» служило личным именем человека (В.С.Казаков «Именослов»). Когда христианская церковь ввела новый именослов, прежние языческие имена отошли на задний план, в разряд вторых имен, а затем закрепились в фамилиях.

До новых встреч!

Советская Белоруссия № 49 (24679). Суббота, 14 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter