Нацбанк решил проявить принципиальность в предоставлении ликвидности

Рисковые парни помощи не дождутся

Комбанкам придется пересмотреть свою политику, перевести операции в более консервативное русло
В последнее время наши банки проводят не совсем взвешенную политику. Одни выдают кредиты направо и налево, не всегда заботясь о реальной платежеспособности заемщиков. Особенно когда дело касается госпрограмм. Другие агрессивно привлекают вкладчиков, поднимая проценты выше всяких разумных пределов. В итоге создают рукотворные дисбалансы, скромно предоставляя решать проблему Нацбанку. Конечно, подкинуть деньжат в сложной ситуации банкам – его святая задача. Но злоупотребление рефинансированием – дрожжи для роста денежной массы, разгоняющей инфляцию, за которой следует длинная цепочка макро­экономических проблем и перекосов. Новое руководство Национального банка, судя по всему, заняло жесткую позицию: чтобы финансовый рынок жил стабильно, надо сдерживать цены. Соответственно, жестко контролировать рост денежной массы. Неминуемо изменятся и подходы к рефинансированию. Теперь комбанкам придется пересмотреть свою политику, перевести операции в более консервативное русло. Впрочем, это касается и вечно убыточных предприятий, которые привыкли рассчитывать на займы при «любой погоде». Риск – дело благородное, но комбанкам теперь придется рассчитывать на собственные силы. Помогать им по любому поводу у Нацбанка больше не получится. Иначе наплыва денег в экономику не избежать. Со всеми вытекающими неприятными последствиями.



Классическая ситуация последних лет: наблюдается не дефицит ресурсов, а жестокая нехватка хороших, платежеспособных, эффективных заемщиков. И заметного их прибавления на фоне экономического замедления не ожидается. Следовательно, банкам надо более плотно работать с предприятиями. Не просто выдавать деньги, а взаимодействовать с ними. Где-то контролировать, возможно, поднажать, в каких-то вопросах помочь. Да, финансовый менеджмент в реальном секторе не на высочайшем уровне. Но другие предприятия завтра не появятся. Надо стараться выстраивать нормальную работу с теми, которые есть. Пока же складывается впечатление, что некоторые банки щедрой рукой раздают финансирование госпредприятиям, хотя в ряде случаев надежда на возврат средств иллюзорна. В лучшем случае, надеясь на различные гарантии. Непродуманная политика приводит к текущей нехватке средств уже у банков: на профессиональном языке это называется дефицитом ликвидности. Чтобы срочно залатать бреши, финансисты включают агрессивный маркетинг для привлечения вкладов, повышая ставки выше разумных пределов. Естественно, дисбалансы только увеличиваются. А потом все мчатся за рефинансированием в Нацбанк.

Теперь «раздачи слонов» всем и вся не будет. Регулятор банковской системы решил проявить принципиальность в предоставлении ликвидности. Во-первых, полностью заработают рыночные инструменты: ликвидность комбанки будут получать на аукционах. Во-вторых, объемы рефинансирования Нацбанк жестко привяжет к широкой денежной массе – она должна расти запланированными темпами. И, наконец, регулятор усиливает наблюдение за финансовым состоянием банков. Ничего нового не изобретая, будет анализировать давно знакомые показатели. Ту же ликвидность оценивать по международным стандартам, так называемому «Базель 3».

И делать выводы. Если дефицит ликвидности (считай, платежеспособности) у банков – случайное явление, вопросов не возникает. Кассовые разрывы из-за непредвиденных обстоятельств – дело житейское и вполне понятное. Но понимать системные проблемы регулятор намерен отказаться.

Словом, банкирам придется срочно пересматривать стратегии. Входить в их «многочисленные положения», внимать жалобам о сложной конъюнктуре рынка, судя по всему, никто больше не собирается. Другой вопрос: для работы по нормальным правилам игры многим нашим банкам придется пересмотреть и свои внутренние бизнес-процессы, и корпоративные механизмы управления. Кредитный портфель, несомненно, необходимо улучшать и отказывать заемщикам неэффективным или с сомнительной платежеспособностью, не принимая в расчет форму собственности и различные ходатайства. Эксперты не исключают: некоторые банковские менеджеры могут испытать культурологический шок, когда в полной мере столкнуться с нормальной монетарной политикой. Впрочем, утверждение действительно и для реального сектора. Многие привыкли работать в мягких режимах. Впрочем, у Нацбанка есть все механизмы «уговорить» «подопечных» на эффективную деятельность. Законодательство позволяет регулятору даже третий раз не повторять свои требования. Не выполнил первый раз – предписание. Дальше – приостановка лицензии.

Возможно, не все банки смогут выдерживать жесткие, но справедливые показатели финансовой надежности. Впрочем, это не столько объективная проблема, сколько субъективная – человеческий фактор менеджеров, которым может не хватить интеллектуальных или волевых способностей. Но обновленная позиция Нацбанка ориентируется на эффективное и прозрачное распределение финансирования. Тушить просчеты комбанков потоком денег, как это бывало раньше, Нацбанк не планирует. Впрочем, такие намерения уже озвучивались не единожды. Возможно, у нового руководства хватит стального стержня выдержать заявленную стратегию до конца, невзирая на критику и банков, и реального сектора. Кстати, хорошие предприятия должны только выиграть. Один из эффектов обновленной монетарной политики – снижение стоимости кредитных ресурсов.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter