Председатель Следственного комитета дал интервью "СБ"

Результат нашего труда — справедливость

Сегодняшний спецвыпуск «Следствие» — особенный. Он выходит накануне государственного праздника, который Беларусь будет отмечать впервые. Указом Президента № 229 12 сентября объявлен Днем сотрудника органов предварительного следствия. В этом году праздник совпал с торжественным событием — Следственному комитету страны исполнилось пять лет. Сегодня председатель СК Иван НОСКЕВИЧ — гость редакции.


— Иван Данилович, канун юбилея — лучший момент, чтобы вспомнить предысторию создания Следственного комитета. Для чего в стране понадобилась новая правоохранительная структура?

— Дело было в том, что уже в середине 2000–х годов старая схема уголовного досудебного преследования, доставшаяся нам в наследство от СССР, начала давать сбои. Смысл той конструкции заключался в том, что органы предварительного расследования были разбросаны по всем правоохранительным ведомствам. Свое следствие было в прокуратуре, МВД, КГБ, отделе по финансовым преступлениям... Наступил период, когда узковедомственные интересы начали преобладать над интересами законности и справедливости. Например, одни преступления укрывались от учета, другим просто не уделялось должное внимание. Доходило и до таких неприглядных фактов, как дело гродненского серийного убийцы Сергейчика. По горячим следам раскрыть его не удалось и, как выяснилось позже, именно в силу межведомственных противоречий. Понятно, что терпеть такую ситуацию было нельзя. Поэтому по указанию Президента была проведена колоссальная аналитическая научная работа, чтобы определить, каким образом реформировать существующую систему. Одним из вариантов реформы как раз и было создание единого государственного органа досудебного производства. 12 сентября 2011 года Президент подписал Указ № 409 о создании Следственного комитета, и с 1 января 2012–го СК начал действовать. За прошедшее с тех пор время Следственный комитет превратился в единую централизованную систему для всестороннего, полного, объективного и оперативного расследования уголовных дел.

— Но были, выходит, и другие варианты реформирования... Насколько оправданным оказался именно этот?

— За прошедшие годы ни один трезвый ум в государстве не пожалел, что решение о создании СК тогда было принято. В свою очередь мы, следователи, всеми силами пытаемся доказать, что это был верный шаг. И мне кажется, у нас получается. Совместными усилиями правоохранительного блока страны изобличены и привлечены к уголовной ответственности многие опасные преступники, завершено расследование ряда сложных уголовных дел. В стране многократно снизилось количество людей, незаконно привлеченных к уголовной ответственности. Сроки расследований стали значительно — на порядок! — меньше, подавляющее большинство дел расследуется в срок до 2 месяцев. А половину дел наши следователи заканчивают в срок до месяца. Ни о чем подобном в прошлом говорить не приходилось.

— О каком количестве уголовных дел идет речь?

— Давайте взглянем только на цифры первого полугодия 2016 года. В стране за это время рассмотрено около 70 000 заявлений о преступлениях, возбуждено около 40 000 уголовных дел. Большинство из них — дела о хищениях.

— Каков сегодня в целом уровень преступности в Беларуси?

— Сначала хочу напомнить тот факт, что именно в 2012–м, по сути, через год после создания Следственного комитета, произошло снижение уровня преступности почти на 23 процента. Это ли не доказательство серьезного шага государства и общества в деле защиты граждан, их прав и законных интересов? Сегодня цифры таковы: на 100 тысяч человек населения в 2015 году совершено 1024 преступления. В 2011 году этот уровень был гораздо выше и составлял 1391 преступление. Тут же отмечу, что за прошедшие годы мы приблизились почти к 100–процентной раскрываемости убийств: сегодня этот показатель составляет 97%. Создание независимого предварительного следствия, бесспорно, положительно повлияло на криминогенную картину, укрепление законности и правопорядка в стране.

— Болезни роста, свойственные первым годам деятельности СК, наверняка преодолены. Можно ли говорить, что оптимизация завершена?

— Если вы имеете в виду, что развитие Следственного комитета замедлилось, то нет. Мы продолжаем комплексно реализовывать идеи относительно оптимизации и реформирования некоторых наших функций.

Первое: создано отдельное аналитическое подразделение, где сконцентрированы все наши интеллектуалы. Раньше ведь получалось, что у нас разные подразделения в своей части занимались анализом методики расследования, а это не способствовало оперативности, качеству следствия. Теперь мы все эти аспекты сконцентрировали в одном управлении.

Второе: мы провели серьезное сокращение, особенно в подразделениях обеспечения (тыловых, финансовых и иных), избавились от ряда несвойственных нам функций.

Следующим шагом будет постепенное, в течение ближайших двух лет, введение гражданского персонала на целый ряд должностей как в центральном аппарате, так и на периферии. Но все это вопросы технического характера, есть и более серьезные планы, которые мы постараемся реализовать в ближайшие годы. Они касаются места СК в структуре общих правоохранительных действий в стране.

— Очень интересно. Каково же, по–вашему, должно быть это место?

— Мне бы хотелось, чтобы Следственный комитет рассматривался не только как орган предварительного расследования, но и как структура, с помощью которой была бы реализована идея определенного социального паритета. Что я имею в виду? Любое возбужденное уголовное дело — это всегда конфликт интересов. На одной стороне находится потерпевший, на другой — подозреваемый. Однако равенства, баланса сторон, как правило, не наблюдается. Потерпевший обычно пребывает в жесточайшем стрессе. Но при этом со всех сторон защищены права подозреваемого, каждый шаг следователя прописан законом. А что касается потерпевших, то они более уязвимы с точки зрения защиты их интересов в правовом плане. На мой взгляд, именно мы, следователи, должны заниматься такой защитой. Поэтому, возможно, следующий год в СК будет объявлен годом защиты прав потерпевших.

— Потерпевших в первую очередь интересует возмещение понесенного ими ущерба...

— Вот поэтому 2016–й проходит у нас под знаком принятия дополнительных мер к возмещению ущерба. Действительно, кто будет задержан в качестве подозреваемого, как и кем будет установлена его вина — для любого потерпевшего эти вопросы наименее важны. Главное — вернуть украденное или отнятое, получить компенсацию урона от преступных действий. Если мы эту идею реализуем по максимуму, то есть возместим ущерб по всем уголовным делам, можно будет сказать, что едим свой хлеб не зря. К слову, уже сейчас уровень возмещения по уголовным делам, где есть потерпевшие граждане, весьма высокий — больше 80 процентов.

— Расскажите, каково технологическое оснащение современного следователя. Какую роль оно играет в расследовании преступлений?

— Может быть, вы удивитесь, но самое большое значение в эффективном поиске и фиксации следов преступления, как и много лет назад, имеют не технические ноу–хау, а внимательность самого следователя. Но мы понимаем, что прогресс не стоит на месте, и стараемся не отстать от него в части криминалистического оснащения.

Например, для осмотров мест происшествия по сложным уголовным делам в Следственном комитете имеются передвижные криминалистические лаборатории, укомплектованные специальным осветительным оборудованием, металлоискателями, электронными дактосканерами, техническими эндоскопами и многим другим. Активно используем георадар, который обеспечивает поиск объектов по разности их плотности с плотностью окружающей среды. Есть у нас также программно–аппаратный комплекс для восстановления паролей и извлечения информации с самых разнообразных устройств, включая мобильные телефоны, смартфоны, портативные устройства GPS, планшетные компьютеры...

— Солидный арсенал. Видимо, высокая технологичность — еще одна из привлекательных сторон профессии. Ведь согласитесь, сейчас многие молодые люди выбирают себе эту стезю. Вот лично вы, Иван Данилович, более 12 лет прослужив следователем, какой аспект этой работы считаете наиболее интересным?

— Самое притягательное в нашей работе — ее многогранность. Отсутствие монотонности. И регулярное приобретение новых знаний. Дела ведь совершенно разные, сегодня ты расследуешь убийство, завтра кражу, потом должностное преступление... Перевариваешь массу информации. Иногда за время расследования можно буквально получить новую профессию. Мне приходилось расследовать дела в отношении управляющего банком, начальника таможни, сотрудников правоохранительных органов... И я понял, что в ходе уголовного процесса следователь по уровню знаний должен быть, по крайней мере, не слабее своего оппонета. Тогда успех неминуем.

— Что скажете молодым людям, выбирающим профессию следователя?

— Скажу, что получить профессию и стать следователем — не одно и то же. Окончить учебное заведение несложно, но чтобы называться следователем, следует воспитать в себе ряд качеств. Надо по–настоящему любить это дело, работать со светлой головой и чистыми руками. Чтить закон. Иметь постоянное желание совершенствоваться, быть патриотом своей страны. Понимать, что результат нашего труда — справедливость. Вот когда совокупность этих качеств будет достигнута — тогда это следователь, а не просто человек с дипломом. Словом, нашим будущим коллегам стоит осмыслить и примерить на себя девиз, выбитый на геральдическом знаке Следственного комитета: «Закон. Справедливость. Отечество».

rud@sb.by


Уважаемые коллеги!

Сердечно поздравляю вас с Днем сотрудника органов предварительного следствия!

12 сентября 2016 года мы отмечаем пятилетие со дня подписания Указа Президента Республики Беларусь № 409 «Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь».

Вдвойне приятно, что этот день стал не просто точкой отсчета, от которой мы ведем летопись ведомства, но и приобрел статус официального праздника.

В этом есть заслуга каждого из вас: своим ежедневным трудом, преданностью интересам нашей Родины, ответственным отношением к делу, настойчивостью в выполнении стоящих перед следствием задач и профессионализмом вы доказали правильность выбранного пути.

Отмечая наш профессиональный праздник, отдаем дань уважения и признания ветеранам следствия. Мы со своей стороны будем стремиться сохранять и приумножать те традиции, которые ими заложены, во имя защиты прав и интересов людей и государства от преступных посягательств!

Большие надежды возлагаются на молодое поколение следователей, которые не так давно покинули стены учебных заведений и пополнили ряды следствия. Всегда помните, что высокое звание сотрудника Следственного комитета обязывает честно и достойно выполнять долг офицера, помните об огромной ответственности за принимаемые решения и о том, что за каждым уголовным делом — судьба человека!

Как руководитель ведомства я рассчитываю и в дальнейшем на ответственное отношение сотрудников к делу, уважение к службе в следственных органах, принципиальность, высокие моральные качества и беспристрастность в работе.

От всей души желаю вам и вашим близким побед, крепкого здоровья, оптимизма и благополучия!

Председатель Следственного комитета Республики Беларусь
генерал–майор юстиции И.Д.НОСКЕВИЧ.

Советская Белоруссия № 174 (25056). Суббота, 10 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter