«Резервный» антиимпорт

Руководители местной исполнительной власти пока слабо контролируют внешнеторговые операции на вверенной территории

Руководители местной исполнительной власти пока слабо контролируют внешнеторговые операции на вверенной территории 

В столичной области результаты внешнеторговой деятельности привлекательнее, может быть, чем в иных регионах страны. Темп роста экспорта товаров за последние три квартала (причем без учета предприятий, занимающихся внешней торговлей нефтью и нефтепродуктами) составил 133,3 процента при прогнозе 112,5, а импорта — 113,5 при предварительных оценках 107,5 процента. 

Таким образом, превышение темпов роста экспорта над темпами роста импорта равно 19,8 процентных пункта при задании 5. Положительное сальдо экспортно-импортных операций достигло 851,2 млн. долларов, что выше прогноза на этот период в размере 690 млн. долларов. 

У области есть реальная возможность в ближайшей перспективе обеспечить миллиардную разницу во внешнеторговом балансе: продукция региона известна в 130 странах мира.    

Тем не менее на последнем заседании Миноблисполкома его председатель Леонид Крупец не обольщал ни себя, ни кадры этими зримыми достижениями, подчеркнул, насколько важно теперь основательно закрепиться на освоенных рынках, искать новые адреса сбыта продукции. 

В этом, кстати, еще раз убедил всех Четвертый форум делового сотрудничества Беларуси и Москвы, недавно состоявшийся в российской столице с участием представительной делегации Минщины. На выставке товаров «Белорусское качество», устроенной прямо в здании мэрии, себя представляли 8 предприятий области, а на ярмарке на площадках Юго-Восточного округа — 15. По свидетельству заместителя председателя облисполкома Андрея Позняка, продукция уходила влет и разошлась за два дня. О чем сей факт говорит? О том, что московский рынок способен взять столько, сколько может предложить область, как, впрочем, и другие регионы нашей страны. 

Несмотря на довольно высокий рост торгового оборота с Москвой — около 160 процентов, этот показатель нель-зя рассматривать как окончательную победу: есть возможность удвоить объем поставок. Теперь наиболее привлекательная внешнеторговая конъюнктура, связанная с отсутствием на российском рынке продовольствия такого напористого конкурента, как польский. Но времена меняются. Новое польское правительство желает строить свои отношения с Россией по-иному. Оно уже пригласило инспекцию «Россельхознадзора», ранее работавшую у нас, в Беларуси, для проверки польских объединений на предмет пригодности их продукции для поставок в Россию. И в недалеком будущем польский товар может составить конкуренцию нашему, если не по качеству, то по цене точно. 

Вот почему  важно для столичной области надолго закрепиться и в Москве, и в других российских регионах. И первый шаг к долгосрочному сотрудничеству — создание там собственной товаропроводящей сети. Те предприятия, которые этот шаг уже сделали, чувствуют себя довольно уверенно. Пример тому — ОАО «Борисовский мясокомбинат», имеющее «точки опоры» в Москве, Смоленске, Санкт-Петербурге. По существу, данный пример есть ответ тем, кто ищет оправдания невыполнению прогнозных показателей по экспорту. 

Участвовавший в заседании облисполкома заместитель премьер-министра Иван Бамбиза в ответе одному из руководителей Молодечненского района в связи с его ссылками на препоны в виде механизма изъятия НДС заметил, что проблема отнюдь не в этом. Проблема возникает тогда, когда экспортер работает со случайными партнерами, которые сегодня есть, а завтра их уже и нет, с фирмами-однодневками. Если же вы работаете через собственную товаропроводящую сеть, она ваш верный партнер, она от вас никуда не уйдет. 

Второй задачей для местных органов власти во внешнеторговой деятельности Иван Бамбиза видит противодействие импорту, или, как он называет, работу по антиимпорту. Серьезного контроля в этой сфере на местах пока нет. Исполкомы выдали лицензию, зарегистрировали торговую организацию, и та завозит все, что вздумается. Что именно — никто не интересуется, дескать, платила бы налоги. А то, что импорт выдавливает своего товаропроизводителя, проблема как бы второстепенная. 

Благо, когда импорт инвестиционный. Однако на его долю в области приходится только 14,2 процента от общего объема. И, к сожалению, в нынешнем году он сократился в сравнении с прошлым годом на 10,1 процента. А вот потребительский импорт вырос на 32,2 процента и уже составляет 12,5 процента. Несколько оправдывает ситуацию то, что в его структуре значительное место занимают легковые автомобили, другие товары, объем производства которых у нас недостаточен, тем не менее, контрольная функция исполкомов должна здесь быть действенной и влиятельной. 

Еще один «резерв антиимпорта» — увеличение выпуска импортозамещающей продукции. В программах развития малых городов этому направлению отведено соответствующее место. Только не все руководители районов с одинаковой степенью ответственности относятся к их реализации. В Дзержинском районе, например, открываются дополнительно 8 производственных предприятий. Номенклатура их продукции самая востребованная потребителем. В других же местах в основном «штампуют» торговые фирмы, заведомо ориентированные на завоз импортного товара. В том числе и того, который в достатке выпускается местными предприятиями. 

Вице-премьер правительства отметил также, что перспектива развития регионов прежде всего должна быть увязана с открытием предприятий, цехов, ориентированных на импортозамещающую и экспортную  продукцию. Эти направления будут превалировать и при оценке работы руководящих кадров всех уровней.    

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter