«Рецептура» европейского признания

Пищевиков Минщины начали обучать премудростям экспорта

Пищевые предприятия Минщины вплотную займутся продвижением своей продукции на рынок ЕС

В Минском облисполкоме прошел первый образовательный семинар для предприятий региона, заинтересованных в расширении поставок на внешние рынки. Вопросы производства, контроля качества и экспорта пищевой продукции обсудили с участниками семинара специалисты РУП «Белорусский государственный институт метрологии (БелГИМ)». Как пояснили в Минском областном инновационном центре, который выступил организатором мероприятия, это только начало большой серии семинаров, приуроченных к Году качества.

Вопросы экспорта особенно актуальны для представителей мясомолочной отрасли Минской области, которые в прошлом году произвели продукции на 1,4 трлн. рублей. При этом отгрузки на внешние рынки составили 257 млн. долларов – около половины от произведенного объема. Несмотря на то, что экспортная география предприятий отрасли охватывает 29 стран мира, основная доля продаж приходится на Россию и страны СНГ. Многочисленные потребители, которые живут по ту сторону западной границы Беларуси, фактически незнакомы со вкусом наших мясных и молочных продуктов. Основная причина – в сложной и продолжительной процедуре вхождения на рынок ЕС, пройти которую решаются очень немногие белорусские переработчики. К тому же она сопряжена со значительными финансовыми затратами. Видимо, пройдет не один год, прежде чем отечественные производители смогут «отбить» каждый евро, вложенный в продвижение мясомолочной продукции в страны Евросоюза. Но существуют веские аргументы в пользу проведения такой работы, подчеркивают специалисты. Прежде всего речь идет о диверсификации рынков сбыта, повышении престижа в глазах зарубежных партнеров. И, пожалуй, самое главное: «подтягивание» к требованиям ЕС – стимул постоянно повышать качество продукции, что положительно сказывается на конкурентоспособности белорусских производителей.

Как рассказала начальник сектора исследовательского отдела РУП «БелГИМ» Елена Булавина, для продвижения продуктов из животного сырья на рынок ЕС страна-экспортер должна получить допуск в список одобренных (Беларусь работает в этом направлении). Такое же разрешение потребуется и каждому предприятию, желающему попасть со своей продукцией на полки европейских магазинов. Кроме того, необходимо соответствовать требованиям страны-импортера, а также удовлетворять запросам потребителей. Производителям пищевых продуктов из неживотного сырья несколько проще: в допуске в списки одобренных необходимости нет. Чем, к слову, и пользуются отдельные предприятия. Например, СООО «Дарида» и ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» экспортируют в Евросоюз питьевую и минеральную воду, а РУП «Экзон» (Брестская область) – биологически активные добавки. Ведут подготовку к налаживанию поставок в Европу и переработчики животного сырья: ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Березовский сыродельный комбинат», СП «Санта-Бремор» (линия мороженого), ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод». Кстати, последний уже получил сертификат соответствия европейским требованиям качества и безопасности.

К этому процессу активно подключаются и производители Минщины. КУП «Минский областной инновационный центр» по поручению областной администрации оказывает информационную поддержку компаниям, заинтересованным в такой работе. Так, участниками первого семинара стали представители 35 предприятий – молочных и мясокомбинатов, производителей минеральной воды, сыродельных и консервных заводов. Однако образовательная деятельность центра не исчерпывается вопросами экспорта: совместно с различными ведомствами и образовательными структурами определена тематика по другим направлениям. Кроме того, перечень образовательных семинаров открыт для обсуждения. Ключевая идея инициативы – качество в любом его проявлении.

На снимке: на Верхнедвинском маслосырзаводе.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter