Совет от защитников потребителей: перед выходом на «соленые» тротуары смазывайте обувь салом
В период снегопадов и гололеда вечера у многих начинаются одинаково: обнаружив белые волнистые потеки на сапогах, мы берем щетку, специальное средство и пытаемся привести обувь в исходный вид. Получается не всегда. «Соленые» дороги и тротуары вредят не только ботинкам, страдают кузова автомобилей, лапы домашних животных, зеленые насаждения. С другой стороны, отсутствие соляной посыпки могло бы вызвать куда более серьезные проблемы, как минимум, участившиеся обращения к травматологам по поводу гололедных ушибов и синяков. Какое вредное воздействие песчано-соляная смесь и соль оказывают на нашу жизнь, кому предъявлять претензии по поводу испорченной обуви и можно ли чем-то заменить используемые на наших дорогах реагенты? Ответы на эти вопросы искала «Р».
Занимательная химия
С 1997 года составы противогололедных смесей для нужд страны разрабатывают в Институте общей и неорганической химии НАН Беларуси. Основное сырье для производства «лекарства» для дорог и тротуаров — это хлористый натрий, отходы производства «Беларуськалия». Специалисты считают, что техническая соль — наилучший вариант для нашей страны с экономической точки зрения.
— Наш институт предлагает различные добавки. Во-первых, те, которые уменьшают слеживаемость материала, ведь соль должна быть рассыпчатой. Во-вторых, те, которые придают антикоррозионные свойства и понижают ее рабочую температуру. Дело в том, что NaCl эффективно работает до минус 10 градусов по Цельсию. Разработанные нами добавки позволяют результативно использовать соль и при минус 15, причем в количествах, не превышающих регламентные нормы, — говорит заведующий отделом минеральных удобрений Вячеслав Шевчук.
В теории соль можно использовать и в двадцатиградусный мороз, но ее расход при этом сильно возрастет. А это прямое негативное влияние на экологическую обстановку. Защитники природы говорят, что соль, попадая вместе с брызгами растаявшего снега на растения, наносит им вред.
— Главное — не сыпать соли больше, чем нужно. Нормативного количества достаточно для того, чтобы растопить снег и лед, — уточняет ученый.
Специалисты отмечают также несовершенство техники внесения смеси: на большинстве трасс она не отличается точностью. Лишь на автостраде Брест—Москва используются машины, позволяющие вносить 20—40 граммов соли на квадратный метр.
Для очистки дорог и тротуаров применяют как чистую соль, так и ее смесь с песком. Пропорции варьируются в зависимости от температуры воздуха на улице.
«Жучки» и сало
Соль может вызывать коррозию металла, и чтобы по весне не получить подарок в виде заржавевших порогов и днища машины, автомобилистам советуют перед зимой обрабатывать кузов специальными средствами.
— Существуют ингибиторы, которые снижают коррозионную активность соли, но наши дороги посыпают самой дешевой солью. Экспериментировали с разными видами смесей, есть российский реагент, который даже не в два и не в три раза дороже обычной, а на порядок. Однако наше дорожное хозяйство этого не потянет, — отметил руководитель пресс-службы Департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Пекун.
В США и Западной Европе, например, используют средство на основе уксусной кислоты. Но этот материал очень дорогой, его стоимость доходит до 700 долларов за тонну. А расход такой же, как и хлористого натрия, при том что последний стоит 4—5 долларов за тонну.
В группе «соляного» риска не только авто, но и обувь. Ее спасение от вредного воздействия соли, как говорится, дело рук самих утопающих.
— Раньше, когда тротуары обрабатывали простой солью, мы рассматривали каждый случай обращения к нам индивидуально и иногда приходили к заключению, что обувь портится в силу плохой выделки, то есть из-за производственного дефекта. Сейчас провести такую экспертизу просто нет возможности, поскольку кожа подвергается воздействию очень агрессивной среды, — поясняет эксперт Белорусского общества защиты потребителей Тамара Гришина.
Что тут можно сделать? Пожалуй, только обрабатывать сапоги кремами с содержанием воска. А вечером сразу убирать следы соли, потому что если этого не сделать, в структуре кожи могут произойти изменения. Правда, защитники потребителей делятся секретом: если перед выходом на улицу смазать обувь обыкновенным несоленым салом, снег с нее будет просто скатываться.