Белорусский и литовский атомограды: такая разная энергетика

Решения и их последствия

Нынешней весной в Вильнюсе представили стратегию по достижению энергонезависимости Литвы к 2050 году. В ее основе — «малые модульные АЭС». Их прототипы есть на Западе, но сами установки еще только разрабатываются. Тем не менее в обновленной стратегии отмечается, что балтийская республика должна к 2050‑му стать страной — экспортером энергоресурсов. Очень смелые прогнозы для лимитрофа, являющегося сегодня страной — экспортером одной-единственной вещи: печального опыта того, как не надо себя вести.

Белорусский Островец. Фото из архива «СБ»

Разительный контраст

Достаточно взглянуть на два относительно близких, но разделенных границей атомограда — белорусский Островец и литовский Висагинас, — чтобы понять всю степень энергетической, социальной, да и просто цивилизационной деградации Литвы. Островец, как выразился прошлым летом на торжественном мероприятии к 555‑летию города заместитель министра энергетики Михаил Михадюк, стал визитной карточкой энергетической отрасли. Из всех районных центров Беларуси он самый быстро и динамично развивающийся.

— Он насыщен всеми необходимыми социальными объектами для комфортного проживания. В городе есть работа, приезжает много молодежи. Это стало результатом стратегических и мудрых решений Главы государства и Правительства в 2008 году.

Иное дело — современный Висагинас. Международный портал BEYOND 91 пишет о бывшем атомограде Литвы: «Когда-то это был яркий, современный город, населенный инженерами и другими квалифицированными специалистами со всего Советского Союза, а сегодня в Висагинасе совсем другая атмосфера. Улицы между прямоугольными бетонными зданиями выглядят пустыми. Город Висагинас потерял все сразу: главный источник энергии, доход и рабочие места… За последние 15 лет около трети населения города эмигрировало, оставив Висагинас менее чем с 20 000 жителей. С высоты птичьего полета город выглядит как половинка бабочки — другая половина так и не была построена».

«Недостроенные здания апатично смотрят на мир пустыми черными глазницами, стены исписаны не­умелыми руками не самых выдающихся художников, в бетонных трущобах можно встретить настоящих, совершенно аутентичных гопников с их неотразимыми интонациями и повадками,

— описывал Висагинас несколько лет назад литовский портал Delfi.lt. — Такое впечатление усугублялось еще и цифрами об оттоке населения, безработице. Единственное, чем Висагинас влюбляет в себя с первого взгляда, — это удивительная природа: леса, озеро, чистейший воздух и тишина, совсем несвойственная городу. Во всем этом есть что-то апокалиптическое, какое-то странное предчувствие поражения цивилизации, когда человек уходит и природа берет свое».

Литовский Висагинас.

Не дадут ни цента

Возродить эти места сегодня многие литовские активисты пытаются посредством туризма. А власти — через реанимацию былого атомного потенциала Литвы. Однако такие «концептуальные» прогнозы вызывают у специалистов нешуточный скепсис. Хотя бы потому, что потребуют еще более нешуточного финансирования извне. Между тем, как заметил порталу Baltnews директор Института нового общества экономист Василий Колташов, никто не даст Литве даже цента. Более того, отмечает он, весьма смело со стороны Вильнюса продумывать энергетическую стратегию до 2050 года, учитывая, что к тому времени Литвы как независимого государства может вообще не остаться:

— Эта страна в стратегии НАТО находится в прифронтовой полосе и инвестировать туда не будут хотя бы из-за того, что никто не может гарантировать, что балтийская республика сохранится.

Литва является одним из ин­струмен­­­тов влияния — она блокировала поставки в Калининград, пыталась захватить власть в Беларуси. Сейчас она активно вооружается, привлекает немецких солдат на свою территорию. Соответственно, видя все это, ни один инвестор не будет вкладывать в эту страну ничего.

Василий Колташов убежден:

— Проекты атомной генерации могут появиться в Швеции, Дании, Чехии, Австрии. Но на Литву никто не будет тратиться. Это иррационально. И сроки постройки значения не имеют — хоть они запланированы на 2030 год, хоть на 2050‑й. Вменяемые литовцы могут только посмеяться над этими прогнозами. А для остальных подобная стратегия — это обычная сказка, по примеру той, что когда-то рассказывали украинцам о сельскохозяйственной сверхдержаве и европейском благополучии.

osipov@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter