Как доказать, что гражданин действительно выбыл в другое место жительства?

Регистрация и проживание. В чем разница?

Нередки случаи, когда граждане прописаны в жилых помещениях, но реально там не живут. Как лучше выходить из данной ситуации? Как доказать, что гражданин действительно выбыл в другое место жительства?
Владимир НЕХАЙЧИК, г. Гомель

На вопрос отвечает Дмитрий БАХАНОВ, адвокат Минской городской коллегии адвокатов

В соответствии с п. 6 ст. 157 Жилищного кодекса Республики Беларусь в случае выбытия в другое место жительства члены семьи собственника жилого помещения, не имеющие доли в праве общей собственности на него, в судебном порядке могут быть признаны утратившими право владения и пользования жилым помещением.

В свою очередь, п. 37 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания (далее – Положение), утвержденного Указом Президента от 7 сентября 2007 г. № 413, гласит: снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрации в случаях признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании копии (выписки из) вступившего в законную силу решения суда. Поэтому в соответствующих исковых заявлениях в суд ставить требование о снятии граждан с регистрационного учета не требуется.

Как мы видим из данной нормы Жилищного кодекса, признать гражданина утратившим право владения и пользования жилым помещением возможно только в случае, когда он не является сособственником жилого помещения. Кроме того, необходимым условием для принятия такого решения является выбытие в другое место жительства. Под таковым согласно п. 4.5 Положения подразумевается местонахождение (адрес) жилого помещения, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, и в котором он постоянно либо преимущественно проживает.

Какие же доказательства могут свидетельствовать о том, что гражданин действительно выбыл в другое место жительства? Это сведения о приобретении им права владения и пользования другим жилым помещением и проживании в нем; об уклонении от выполнения обязанностей по внесению платы за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальными услугами; о регистрации брака и проживании с семьей в другом жилом помещении; сведения об отсутствии по месту регистрации вещей, необходимых для проживания, к которым могут относиться как предметы гигиены, так и вещи долговременного пользования.

Для подтверждения данных обстоятельств по ходатайству стороны может быть направлен запрос судом в органы внутренних дел для проверки факта проживания (непроживания) гражданина по определенному адресу.

Случается и так, что гражданин, будучи зарегистрированным в жилом помещении как по месту жительства, никогда в него не вселялся. В данном случае он может быть признан не приобретшим право владения и пользования жилым помещением. В такой ситуации важно установить момент, с которого данные правомочия возникают. Ст. 57 ранее действовавшего Жилищного кодекса Республики Беларусь (1999 г.) устанавливала, 

что граждане, вселенные нанимателем в соответствии с положениями настоящей статьи в занимаемое им жилое помещение, приобретают право пользования жилым помещением. Ч. 1 данной статьи предусматривала, что наниматель вправе в установленном кодексом порядке вселить в занимаемое им жилое помещение граждан, получив на это письменное согласие всех проживающих с ним совершеннолетних членов семьи. Данные положения судебная практика распространяла и в отношении членов семьи собственника жилого помещения.

В ныне действующем Жилищном кодексе (2012 г.) подобная регламентация момента возникновения права владения и пользования жилым помещением отсутствует. Так, ст. 154 действующего ЖК указывает, что собственник жилого помещения вправе предоставить право владения и пользования принадлежащим ему жилым помещением определенным лицам в качестве членов своей семьи. Однако момент возникновения этого права не оговаривается.

С учетом сложившейся практики представляется правильным и в нынешнее время исходить из того, что право владения и пользования для несобственника жилого помещения возникает при наличии двух юридически значимых фактов: факта вселения в жилое помещение, а также получения письменного согласия определенных лиц в соответствии с Жилищным кодексом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter