Изжила ли себя заочная форма обучения?

Реформы не для формы

Разговоры о том, что заочная форма обучения морально устарела, а качество подготовки студентов, мягко говоря, хромает, ведутся давно. Еще в 2011 году департамент контроля качества знаний Минобразования проэкзаменовал заочников 5-х и 6-х курсов наиболее популярных специальностей “экономика” и “правоведение”. Положительные оценки получили только 43% и 20% студентов соответственно.



— Мы планируем существенным образом реформировать систему заочного образования. Предполагается сократить набор на эту форму обучения, отдавая предпочтение дистанционному, — сказал министр образования Михаил Журавков, выступая в Парламенте.

Безусловно, реформы необходимы. Тем более что Беларусь присоединилась к Болонскому процессу. Но важно понять, как они будут проводиться — для галочки или серьезно, говорит эксперт ОО “Дискуссионно-аналитическое сообщество “Либеральный клуб” Вадим Можейко:

— С одной стороны, стоит публично признать, что в академической среде давно является секретом Полишинеля тот факт, что заочное образование зачастую недалеко ушло от профанации. Для описания его качества лучше всего подойдет известный анекдот: “Воробей — это тот же соловей, только консерваторию он окончил заочно”. Да и для многих преподавателей приезд заочников — только дополнительная нагрузка. И целью становится поскорее с ней разобраться, не питая иллюзий насчет качества полученных экспресс-методом знаний.

С другой стороны, мировая тенденция сегодня такова, что заочное образование (в той или иной форме) набирает популярность. Однако оно опирается не на привычные для нас формы “сессий-марафонов”, а на постоянную самостоятельную дистанционную работу. По сути, это и есть заочная форма обучения, но максимально осовремененная. Студенты выполняют задания и сдают эссе через онлайн-платформы, наподобие Moodle, там же находят необходимую для чтения литературу и видеокурсы. Можно посмотреть видеотрансляцию с лекции профессора на другом краю света или получить консультации у специалиста по Skype. Все это позволяет сэкономить кучу времени и денег. Да и личная явка не всегда возможна для загруженных работой людей.

Таким образом, от заочного образования не стоит отказываться в принципе, считает эксперт. Просто нужно уходить от советской практики. И самое главное — будет очень обидно, если хорошее начинание превратится всего лишь в иллюзию бурной деятельности.



Один из немногих вузов страны, где практикуются сразу и дистанционная, и заочная формы обучения, — БГУИР.

— Конечно, у любых реформ всегда много противников, и сфера образования — одна из тех, где разгораются самые жаркие баталии между сторонниками новаторства и теми, порой очень даже уважаемыми людьми, которые перемен категорически не приемлют, — отмечает ректор университета Михаил Батура. — Но нужно руководствоваться соображениями, что у человека, который хочет получить образование, всегда должен быть выбор. В БГУИР из более чем 15 тысяч студентов около 6 тысяч — заочники и 440 обучаются дистанционно. У нас дистанционная форма начала приживаться уже с 2002 года, а с 2009-го мы осуществляем полноценный набор. В этом году даже ввели преподавание на иностранном языке, и у нас дистанционно обучаются 28 граждан США. Все идет нормально и без сбоев.

Кстати, сейчас мы подготовили “локальные” документы для своего вуза: Положение о дистанционных образовательных технологиях и Положение о дистанционной форме обучения. Направили свои предложения в Министерство образования, предлагаем воспользоваться нашим опытом, а заодно и утвердить отраслевые стандарты дистанционного обучения. В России они уже существуют.

В чем заключается их удобство, можно показать на конкретных примерах. Например, поступил к нам студент, отучился два курса на дневном отделении, потом нашел подработку. Он не может посещать лекции в один из дней, и мы разрешаем ему пройти курс какой-либо из дисциплин дистанционно. Если нормы будут приняты во всей системе высшего образования, то, предположим, студент Брестского государственного технического университета сможет пройти у нас обучение по какому-либо предмету. А в его вузе ему официально зачтут сертификат. То есть это очень гибкая и удобная, прежде всего для студентов, система.

Многие эксперты говорят, что в грядущих переменах есть некоторый элемент нечестной игры Минобразования в пользу государственных вузов. Ведь именно “частники” обучают львиную долю всех заочников. Причем, в приемных комиссиях негосударственных высших учебных заведений подчеркивают, что цифры набора могли бы быть и выше, если бы не принятое несколько лет назад постановление об обязательном трудоустройстве абитуриента по специальности. После вступления в силу декрета “о тунеядстве” многие кинулись в бюро по трудоустройству, на рынке труда образовался явный перебор, устроиться сейчас сложно на любую работу. А тут еще поползли слухи, что “заочку” вообще ликвидируют. Тем не менее паники пока не наблюдается.

— Думаю, сейчас речь идет об изменениях в программах обучения государственных вузов, — говорит ректор УО “Частный институт управления и предпринимательства” Александр Семешко. — И то это только перспектива. Ну а если вопрос коснется и нас, то наверняка это тоже не будет сиюминутным решением. На этот год планы набора у нас утверждены. Есть и заочники, и студенты дневных и вечерних отделений, и даже те, кто обучается по сокращенной программе. Мы и без подсказки министерства вовсю работаем над расширением системы дистанционного обучения. Просто потому, что она удобна и современна. Короче говоря, все вопросы решаемы и я не стал бы лишний раз паниковать.


ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Банно-прачечный перебор


Валентина Леоненко, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам, кандидат исторических наук, доцент:

— Как мне кажется, сегодня над реформированием заочной формы обучения задумались в первую очередь из-за финансовых проблем. Ведь преподавателям нужно деньги платить, а дистанционное обучение, фактически проходящее посредством компьютерной переписки, менее затратное. Но насколько оно эффективно — вот в чем вопрос. Потому что (и в этом меня как преподавателя с большим стажем никто не разубедит) личное общение — самое эффективное средство для повышения качества образования студентов.

Во-первых, педагог и порекомендует, какая нужна литература, и посоветует, куда обратиться в затруднительной ситуации. А во-вторых, ценность любого образования в том, что оно всегда носит еще и воспитательную окраску, — в этом смысл такого понятия, как учитель и такой профессии, как преподаватель. Иначе почему бы людям просто не посидеть самостоятельно в библиотеке?

Что же касается популярной за рубежом формы, — дистанционного обучения, — то, простите меня, это уже чистое оказание услуг. Такое же, как банно-прачечные, как химчистка. И то, что современное образование превращается в систему комбинатов бытового обслуживания, очень печально. Мы фактически выхолащиваем из него индивидуальное, человеческое и воспитательное начало. А это уже перебор.

bebenina@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter