Речицкое месторождение

Город нефтяников «пустил по миру»... художников
Город нефтяников «пустил по миру»... художников

Что может объединять известнейшего комика Пьера Ришара, рок–группу «Скорпионз», певицу Сьюзи Кватро, «Машину времени» и небольшой райцентр Гомельской области Речицу? Тот самый город, в котором в 60–е годы прошлого века нашли нефтяное месторождение. Конечно, если идти логическим путем, можно подумать, что эти популярные артисты часть своего дохода получают с местных буровых. Но дело в том, что правильное, четко выстроенное, реальное мышление здесь не поможет. Даже наоборот. Надо включать воображение, фантазию, чувственный уровень. Все те качества, которые свойственны людям искусства.

С недавних пор во многих странах Западной Европы Речицу ассоциируют с... изобразительным искусством. А как может быть иначе, если в этом городе на каждую тысячу жителей (а всего речичан чуть более 66 тысяч) приходится по одному художнику? Профессионалы и любители, признанные и те, чьи работы еще не успели понять, начинающие и маститые. Точно так же, как когда–то Витебск явил миру художников Юрия Пэна, Марка Шагала, Казимира Малевича, через годы уникальный феномен повторился в Речице. Александр Исачев, Валерий Бондарчук, Василий Почицкий, Евгений Шетихин. Если некоторые из этих имен вы слышите впервые — запомните, как это уже произошло во многих странах. Перечислять все государства, где видели работы речицких художников, не будем. А то придется цитировать практически весь географический атлас. В частных коллекциях известных актеров, музыкантов, спортсменов картины речицких мастеров уже заняли свое место. Например, Пьер Ришар, «Скорпионз», «Машина времени», Сьюзи Кватро приобрели работы Евгения Шетихина.

Что, может, в этом городе воздух какой–то особенный, люди другие, природа необычная? Вроде бы нет. Небольшой изящный районный центр, каких в Беларуси довольно много. Но почему именно здесь людей тянет взяться за карандаш, кисть? Случайность, закономерность, мистика?..

Кстати, в отличие от подобных небольших городов в Речице нет даже художественной галереи. Есть, правда, краеведческий музей, который считается одним из лучших на Гомельщине. На один из его залов и возложена миссия выставочного центра. Нельзя отнести местных художников и к одной школе. Они настолько разные по стилю, манере, технике и самое главное, по мироощущению. Например, Исачев — философ, его ученик Бондарчук — романтик, Почицкий скорее — иронический философ, а Шетихин — сюрреалист–декоратор. Появился, правда, недавно термин — «художники Речицкого возрождения», этакий соединительный мостик. Но не только земля, ставшая для них родиной, объединила этих людей. Они — дети вдохновения. Именно страсть по имени Искусство вела их по жизни.

Легендарный Александр Исачев, творчество которого сегодня изучают в школе на уроках истории мировой художественной культуры, в свое время преодолел множество преград, прежде чем стать художником. А сегодня каждый коллекционер почитает за честь иметь в своем собрании картины Исачева.

Не менее сложна судьба Валерия Бондарчука. Родился в Петрозаводске, потом вместе с родителями переехал в Речицу, где и познакомился с Александром Исачевым. Эта встреча стала новой точкой отсчета, жизнь совершила поворот. У своего друга и учился живописи, возможно, и отношению к жизни — во всем, чем занимаешься, должна быть страсть. Хотя нельзя сказать, что их работы похожи. У Бондарчука больше нежности, романтизма. Но изысканность и ощущение глянцевой поверхности присутствует. И это при том, что большая часть картин выполнена Валерием в технике карандашного рисунка.

Совершенно в иной манере пишет Василий Почицкий. В его работах все — от названий до сюжетов — напоминает карикатуру. Вот, пожалуйста, — «Любови копец», «Открытие сезона охоты на кроликов», где экипированный по всем правилам человечек ведет на поводке крокодила. Или «Дозор» с главным воякой на орле. А «Жучиные бои» с наездниками на жуках? Могло быть даже смешно, если бы не мрачноватая цветовая гамма, которая создает налет грусти. Получается саркастическая философия. Именно людей с таким взглядом на бытие собрал в свое время альтернативный кинофестиваль «Неизвестное кино Гагарина». Поучаствовал в нем и Почицкий, причем в качестве режиссера одного из фильмов.

А техника Евгения Шетихина, картины которого выставлялись в Нью-Йорке, в арт—центре «Сохо», на фестивале «Бьеннале–2003» во Флоренции, поражает своей нестандартностью. Его работы практически невозможно отнести к какому–либо жанру или стилю. Художнику удалось сплести воедино и скульптуру, и керамику, и живопись.

Говорят, чтобы художник смог реализоваться, ему необходимо создать все условия для работы и дать возможность выставляться. Так вот в Речице, этом небольшом городке на берегу Днепра, работает культурно–благотворительный фонд «Речицкое возрождение», который объединяет всех, кто свои откровения доверяет холсту. Этот центр «взращивания мастаков» дал, кстати, свое имя всему региональному явлению. Может, действительно дело не в особом воздухе, звездах, природе?

...Сплошные загадки. Впрочем, как и само искусство. Этим и притягивает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter