Ребята учатся дышать

Новые  методы  оздоровления  школьников

Новые  методы  оздоровления  школьников

Медики утверждают: когда процесс адаптации к школьным нагрузкам у ребенка заканчивается, а это происходит примерно в первые два года обучения, положительный эффект на его организм начинают оказывать внутришкольные средства оздоровления: уроки физкультуры, питание, спортивные секции. Они — своеобразный щит, не позволяющий школьным перегрузкам негативно сказываться на самочувствии детей, поэтому к концу пятого класса показатели детского здоровья понемногу начинают улучшаться. Затем снова начинает довлеть учебный груз над растущим организмом, и ему опять приходится адаптироваться — на сей раз к требованиям средней школы. Такие колебания ведут к тому, что к старшим классам показатели здоровья некоторых учеников снижаются. Но проблема даже не в этом: ход течения любого заболевания можно прервать эффективными методами лечения. Важнее не дать развиться болезни вовсе. И здесь необходимо сформировать у ребенка иммунитет к школьным нагрузкам, выработать у него физическую и психическую выносливость. 

— Метод, по которому мы решили оздоравливать наших школьников, основан на измерении сигналов тела и называется биологической обратной связью (БОС). Импульсов, идущих от организма человека, множество, следовательно, и видов БОС несколько. Обратная связь может быть основана на измерении электрического сопротивления кожи, волновой активности мозга, мышечного напряжения (последний вид БОС особенно востребован у спортсменов, в частности, на него опираются специалисты Республиканского центра спортивной медицины). Мы используем БОС, основанную на измерении вариабельности сердечного ритма, — рассказывает Тамара Девдера, инструктор специальных медицинских групп школы № 215 Минска. 

За медицинскими тонкостями — простая формула здоровья. Ее секрет может постичь каждый, ведь основана здоровьесберегающая технология на жизненно важном процессе — дыхании. Тамара Девдера сообщает о последних выводах медиков: они уже совершенно не сомневаются в том, что все мы дышим неправильно. 

Единственно верный тип дыхания всех млекопитающих – диафрагмальный, или дыхание животом. Именно так дышат животные и дети до 3 лет. Подрастая и вставая с четырех точек опоры на две ноги, утяжеленные органами, расположенными сверху, легкие заставляют человека дышать так, как удобно и выгодно ему, но это не значит правильно. А тут еще физиологи, которые с детства убеждают нас, что у женщин преобладает грудной тип дыхания, у мужчин — брюшной, а спортсмены пользуются и тем, и другим. В школе № 215 детей учат, как избегать опасных для нормального развития организма ошибок. 

— С помощью преобразователя электрических сигналов — специального прибора, датчики которого устанавливаются на кожу человека (они не дают вредного излучения), — снимаем показания частоты дыхания на вдохе и выдохе. Их динамика отражается на мониторе компьютера, куда предварительно устанавливается специальная программа. Перед тем как начать дышать по системе БОС, школьник вводит свое имя и возраст, все данные сохраняются в школьной компьютерной сети в специально созданных журналах здоровья, — рассказывает и показывает учитель здоровья Елена Шестак. 

Так работают уже с самыми маленькими школьниками, хотя в соседней России, откуда и пришла в нашу страну новинка, учить культуре дыхания начинают с детского сада, причем повсеместно. Метод  физиолога, президента Российской ассоциации БОС (Санкт-Петербург) Александра Сметанкина популярен и в российских школах. На что стоит обратить внимание: никто не относит описанную им методику к достижениям нетрадиционной медицины, хотя аналогичную дыхательную технологию широко используют и в популярной йоге. 

— Программа курса здоровья включает пятнадцать занятий по подготовке, постановке дыхания, формированию навыков, их закреплению. Пока мы учим этому младшие классы. Ребятам нравится, что занятия состоят из работы (дыхания) и отдыха (звучит приятная музыка, на мониторе появляются картины природы или животные — соответствующую опцию ребенок выбирает сам, он может также использовать игровые сюжеты). Так проходят 9—11 минут. Затем машина выдает пульсограмму, где поминутно отражено, как дышал ребенок, когда он делал это правильно, а когда нет. Компьютер выставляет школьнику оценку за работу и определяет, какому биологическому возрасту соответствует его тип дыхания. На первых занятиях большинство ребят дышат, как девяностолетние старички, по крайней мере, на такой возраст делает ссылку программа, проанализировав их показатели. 

Таким результатам удивляться не стоит, считает Тамара Девдера. Используя, к примеру, грудной тип дыхания, мы заполняем кислородом только верхний отдел легких, не давая возможности ему проникать в средний и нижний. Отсюда развитие гипоксии, гипертонии уже в детском возрасте, головокружение, вегетососудистая дистония. 

Со следующего года СШ № 215 Минска станет инновационной площадкой Министерства образования, говорит директор школы Ирина Еременко. Если новая оздоровительная технология оправдает себя, ее возьмут на вооружение и другие школы республики. Деятельность школы № 215 заинтересовала ученых из Белорусского государственного медицинского университета, сотрудников БГПУ имени М. Танка. Они анализируют школьный оздоровительный процесс, готовят собственные исследования на данную тему. 

— У российских исследователей заключения по БОС более чем оптимистичные, — говорит Тамара Девдера. — Данный метод используется при реабилитации тех, у кого существуют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, дыханием, кровообращением, нервной системой, зрением. Он помогает вылечить человека от наркологической зависимости, подходит для подготовки женщины к родам, способствует клеточному омоложению. Диафрагмально-релаксационный тип дыхания способствует изменению уровня кровяного давления, кислотно-щелочного равновесия крови, окислительно-восстановительных процессов, в результате происходит также и самомассаж органов брюшной полости. Ребята рассказывают, что после таких дыхательных сеансов у них обычно исчезают незначительная головная боль, усталость, напряжение, во всем теле появляется легкость. 

По словам Ирины Еременко, благодаря физкультурному уклону в учреждении образования ежегодно оздоравливаются до тридцати школьников. Это ребята, которые не могли по причине ослабленного здоровья заниматься на уроках физкультуры по основной программе, однако последние медицинские заключения свидетельствуют об улучшении их физического здоровья. Тамара Девдера связывает это отчасти и с практикой диафрагмального дыхания, с которой учащиеся знакомы уже 10 лет. Правда, раньше все тонкости процесса ребятам приходилось объяснять, как говорится, на пальцах. Теперь в школе есть кабинет БОС-здоровья — большой компьютерный класс, где на специальных уроках и по отработанным программам ребят учат, казалось бы, самому простому — правильному, оздоравливающему дыханию. 

Справка «Р» 

Начинаем  с  положения  лежа 

Учиться диафрагмально-релаксационному типу дыхания лучше начинать с положения лежа, согнув колени, ступни должны упираться во что-нибудь твердое. Обе руки положить на живот. На вдохе надуваем живот как мячик, на выдохе втягиваем живот. Вдох должен быть глубоким, через нос, выдох плавным, в два-три раза длиннее вдоха. На выдохе губы нужно сомкнуть трубочкой. Таким образом, сердце начинает работать в ритме дыхания: на вдохе пульс учащается, на выдохе становится реже. 10—12 диафрагмальных вдохов способны успокоить во время стресса. Такой тип дыхания в идеале должен стать постоянным для каждого.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter