Разве думал он, что будет расстрелян?

.
...Запорожские усы, пиджак, наброшенный прямо на теплое белье, слегка навыкате глаза пристально вглядываются в объектив. А может, в нас, потомков, глядят они из прошлого?

Таким предстает на чудом уцелевшей фотографии редактор под номером два нашей газеты Игнат Иванович Шипилло.

Смутное время оставило нам и смутное наследство: по одним данным, он Игнат, по другим - Игнатий. По одной версии - Шипилло, по другой - Шипила. Белорусизация ли тому причиной или что другое, но 25 марта 1928 года он подписал свой первый, а точнее, 72-й (196-й) номер газеты так: ВРИД редактора - Шипилло. То бишь временно исполняющий должность. А уже через неделю, когда на ЦК КП(б)Б утвердили в должности, стал подписываться: И.Шипила. Что двигало им, уже вряд ли кто скажет. А может, дело было и не в нем, а в особенностях того времени: в спешке, еще не зная в лицо нового начальника и не видя его мандата, подписывали журналисты в печать свежий номер.

Увы, нам тоже совсем мало сведений удалось найти об этом человеке. Родился 20 ноября 1887 года в местечке Лужки Виленской губернии. Окончил учительскую семинарию. С 1904 года принимал участие в революционном движении, неоднократно арестовывался, высылался в Сибирь. После Октябрьской революции оказался в Омске: пробовал себя на профсоюзной, журналистской, хозяйственно-продовольственной, педагогической стезе. Работал в газетах "Советская Сибирь", "Рабочий путь", заведовал Омским отделением РОСТА.

В 1919 году, будучи уже вполне зрелым человеком - 32 года никак не назовешь порой юношеского романтизма, - вступил в Коммунистическую партию.

В 1924-м Игнат оказался в Минске. Был членом редколлегии и редактором газеты "Беларуская в„ска". В 1924 - 1925 годах стал ответственным редактором газеты "Савецкая Беларусь". Уже через год переместился в организационный отдел ЦИК БССР, затем - в Белгосиздат.

Воскресный день, как мы уже знаем, у тогдашних газетчиков не был выходным. А Игнату Ивановичу, по всем приметам, везло на знаковые воскресенья. 25 марта, когда главные читатели его издания отдыхали от славных трудовых дел, слушая в клубах лекции про атеизм и материалистическое строение мира, новый редактор сидел в кабинете на улице Советской, 63 и читал свежие гранки 72-го номера "Рабочего", на котором ему предстояло поставить свой автограф. А 1 апреля - и это была не шутка - на 8-й странице "Рабочего" красовалась уже слегка измененная подпись: "Ответственный редактор И.Шипила".

Как и предшественнику, ему довелось совсем мало руководить новым изданием - неполных десять месяцев. Третий по счету публицист дышал ему в спину. Но мы про это расскажем позже. А пока скажем следующее: Игнат Иванович в феврале 1930 года секретариатом ЦК КП(б)Б был рекомендован на должность редактора законов на белорусском языке при СНК СССР и выехал в том же году в Москву.

Что с ним случилось в последующие годы, мы, увы, не знаем. Точно известно лишь то, что человеку, чья фамилия даже при жизни писалась по-разному, не удалось избежать кровавых и незаконных репрессий. 16 июня 1938 года он был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по ст.ст. 58-8, 58-11 УК РСФСР и расстрелян.

Думал ли об этом усатый крепыш с учительским образованием, воскресным днем просматривая с карандашом в руках газетные полосы?..

Вячеслав СЕЛЕМЕНЕВ, директор Национального архива Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter