Разметка боем

Госкомимущества рассматривает до 600 споров между дачниками в год

В год Госкомимущества рассматривает до 600 земельных споров между членами садовых товариществ

Грядки, теплицы и помидоры уходят на второй план, когда сосед за забором – враг. Работа не в радость, отдых не счастье, и мысли только об одном – как доказать свою правоту. Как заставить его слушать голос разума и доводы закона. С такой проблемой каждый год сталкиваются сотни людей по всей стране. Конфликт начинается, как правило, с обращения сторон к председателю садового товарищества… А заканчивается иной раз в самых высоких судебных инстанциях. За что же так отчаянно судятся вчерашние добрые соседи? Журналист «Р» разбирался в одной подобной истории.

Пятнадцать километров от столичного микрорайона Уручье, два километра от Колодищей – и вот оно, садовое товарищество «Зеленый бор». Именно здесь третий год кряду разворачиваются заинтересовавшие меня события.

Два участка, два дома, между ними – сетчатый забор, а рядом – натянутая от колышка до колышка бечевка. На границе дач вырыт котлован. Рядом с ним в большом количестве складированы поддоны, блоки, битые кирпичи, шифер, камни и прочий бывший в употреблении стройматериал. Вот такая, выражаясь армейским языком, диспозиция. В чем же тут проблема, спросите вы. Давайте разбираться…

— Мой отец получил этот участок в 1992 году, построил на нем дом и заложил сад. В 1999-м у нас появился новый сосед. Отношения были безоблачными до тех пор, пока Виталий Пасечный не начал рыть котлован прямо под нашим забором. Просьбы отступить положенный метр действия не возымели, он уверен: если участок приватизирован, значит, можно делать все, что заблагорассудится, — чуть не плачет минчанка Наталья Лазарева, наследница и хозяйка участка № 127. – Песок из котлована глубиной 3 и длиной 6 метров осыпается, земля просела: мы боимся, что даст осадку наш дом. Обратиться в суд меня вынудило бессилие чиновников обуздать отдельно взятого неуправляемого землепользователя.

Суд Минского района, ознакомившись с результатами экспертизы, согласился с доводами Натальи Лазаревой, удовлетворил ее исковые требования и отклонил встречный иск соседа. Нарушившему земельное законодательство и строительные нормы Виталию Пасечному надлежало засыпать часть котлована на территории соседки и сделать метровый отступ от восстановленной границы, освободив сетчатый забор на участке Лазаревой от цементного, им же возведенного ограждения. А также восстановить границу в соответствии с госактом на землю. Кроме того, убрать 2,4 «лишних» метра своих металлических ворот с чужой земли. Казалось, вопрос решен раз и навсегда.

— 20 мая 2010 года между нашими участками в присутствии судебного исполнителя и специалиста-землеустроителя были установлены межевые знаки и восстановлена граница: та самая бечевка, которую вы видели. Мы были уверены, что это победа, полная и безоговорочная. Но сосед даже и не думал ничего засыпать и передвигать, а начал оспаривать компетентность аттестованных землемеров, — продолжает Наталья Лазарева. – С решением Минского районного суда согласилась и оставила его без изменения судебная коллегия по гражданским делам Минского областного суда. Прокуратура Минской области и председатель областного суда отказали Пасечному в принесении протеста по его надзорным жалобам.

Но тут произошло нечто труднообъяснимое. На очередную надзорную жалобу Пасечного Верховный Суд вынес свой протест, и дело 4 августа этого года направили на новое кассационное рассмотрение в Минский областной суд. Оно состоялось 19 августа. Итог заседания коллегии по гражданским делам Миноблсуда таков: жалобу Пасечного вновь не удовлетворили, решение суда Минского района оставили без изменений. И оно вступило в законную силу. Формально – безоговорочная победа. На деле же – продолжение мытарств и судов…

— Сосед полностью игнорирует решение Минского районного суда. Что же делать нам? Писать жалобы на неисполнение принятого решения, а это значит, опять заседание, рассмотрение, наложение штрафа… Три года судов — и правовой тупик, — разводит руками Наталья Лазарева. – Я уже не говорю о строительном хламе, который как лежал, так и лежит за нашим забором. Омрачая отдых. Заместитель председателя Минского райисполкома Николай Петухов еще в сентябре 2008 года дал нам ответ, что меры воздействия на Пасечного исчерпаны, предписания служб по наведению порядка на земельном участке он не выполняет. Минский зональный центр гигиены и эпидемиологии для приведения в надлежащее санитарное состояние участка рекомендовал Пасечному упорядочить хранение строительных материалов, а строительные отходы утилизировать на мини-полигонах ТБО. Увы, хлам и ныне там.

Связываюсь с председателем садоводческого товарищества «Зеленый бор» Геннадием Лисовским, интересуюсь его мнением.

— Случай неординарный. Я предупреждал его устно и письменно, просил засыпать яму и прекратить незаконное строительство гаража. Я как-то спросил его: «Виталий Феликсович, зачем вам еще один котлован? У вас ведь под домом уже вырыт трехметровый подвал?» Мне ответили: а вдруг война.

Набираю номер Виталия Пасечного. Спрашиваю, согласен ли он с замечаниями Натальи Лазаревой, Геннадия Лисовского, решениями судов. Для чего, вообще, ему гараж и весь этот мусор на участке?

— А кто вам сказал, что это гараж? Это будущий навес для машины. А кирпичи, поддоны, металл – это вовсе не мусор, а стройматериал, из которого я буду его строить. До сих пор не мог – шли суды, — спокойно отвечает собеседник. – Границы не признавал и не признаю: землемеры допустили много технических ошибок. За них мы еще повоюем.

-----------------------------------

Компетентно

Ирина МАЙКО, судья Минского районного суда:

— Случаи неисполнения судебных решений в нашей практике встречаются. Но закон предусматривает выход из подобных коллизий. Если человек не желает приводить свой участок в соответствие с исполнительным листом, то на первый раз на него будет составлен протокол и наложен штраф до 50 базовых величин. Если мера не возымеет действия, следует написать заявление на имя судебного исполнителя. На основании этого будет изменен порядок исполнения решения суда. Грубо говоря, суд может поручить выполнение всех необходимых работ сторонней организации, затребовать смету – и предъявить счет виновной стороне. Не вижу в этом ничего сложного.

-----------------------------------

Прямая речь

Евгений КАПЧАН, начальник управления землеустройства и регулирования земельных отношений Госкомимущества: 

— На Западе не один десяток лет существуют суды по земельным вопросам. Ведь эта отрасль права – одна из самых тяжелых в юриспруденции. Без подготовки и экспертиз даже опытный судья по гражданским делам не сможет с ходу принять верное решение. Тема, которую вы подняли, очень актуальна и остра. В приемный день к нам приходит по 10—15 человек, в год мы даем ответы почти на 600 письменных жалоб. Почему так происходит? Потому что (за редким исключением) власть на местах недорабатывает и не выполняет предусмотренные законодательством функции. Я говорю прежде всего о комиссиях по земельным спорам, которые с 1999 года созданы в каждом райисполкоме. Именно они должны выезжать на место, знакомиться с ситуацией, составлять акт обследования и выносить решение на исполком. Так должно быть в идеале. На деле мы имеем 304 жалобы только за первое полугодие 2010 года.

-----------------------------------

На снимке: такой пейзаж на соседский участок Наталья Лазарева каждый день видит из окна своего дома.

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter