В указ о санкциях за несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза внесут изменения

Разговор с фининспектором

Приятный факт: мы стали лидерами налоговых реформ. За пять лет по показателю «налогообложение» в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса–2015» страна поднялась почти с последней 183–й позиции на 60–ю, оставив позади, между прочим, Германию (68–е место), Австрию (72–е), Францию (97–е), Китай (120–е). И американский исследовательский центр «Фонд наследия» назвал Беларусь в числе 40 ведущих государств мира с высокой степенью экономической свободы.

Оценка ожидаемая: немало копий сломано и добрых дел сделано. По данным Минфина, в среднем бухгалтер нынче на уплату налогов затрачивает 183 часа в год. Налажен электронный документооборот. Основных налогов 5 — 7, практически все ежеквартальные. Меняется отношение и к плательщикам: налоговики не только жестко контролируют, но и консультируют бизнес. И, как полагает заместитель министра финансов Дмитрий Кийко, вредных для экономики налогов, которые надо срочно отменять, у нас больше нет, хотя поводов для совершенствования механизмов администрирования каждого платежа еще достаточно.

И движение происходит постоянно. Порой в самый разгар финансового года. Например, в 2014–м больно ударила по импортерам 90–дневная отсрочка зачета НДС, который раньше засчитывался сразу. Не добавил финансовой устойчивости введенный в пожарном режиме в декабре налог на покупку валюты, который нельзя было отнести на затраты и который отменен в январе. Имеется элемент непредсказуемости и сейчас. Местным органам власти позволили увеличивать налог на недвижимость не в 2 раза от общепринятой ставки, как было, а в 2,5. Будут некоторые пользоваться: поднимать бюджет, опуская бизнес, который и прежний подход порой огорчал.

Изменения наиболее чувствительного налогового законодательства стали предметом обсуждения на последнем совещании у Президента. «Может, стоит один раз по максимуму откорректировать, чтобы потом несколько лет всем спокойно работать?» — полагаю это заявление, сделанное Александром Лукашенко, поддержат все. Предпринимательские союзы давно настаивают на прекращении налоговых реформ, особенно ухудшающих положение субъектов хозяйствования. Налоги должны быть понятны, логичны и просты настолько, чтобы любой гражданин, желающий заняться малым бизнесом, мог справиться с ними без профессионального бухгалтера. Поскольку зарплата счетоводу — дополнительная, непроизводительная и совершенно ненужная финансовая нагрузка. Только цену обременяет.

Сразу после совещания первый вице–премьер Василий Матюшевский перед телекамерами от имени Правительства взял обязательства на протяжении 2016 года не менять правила игры в налоговой сфере. Хороший знак, но этого, на мой взгляд, мало. Ставки налогов и фискальное законодательство не должны меняться и каждый год. Ведь есть крупные инвестиционные проекты с длительным сроком реализации, которым жизненно необходимы понятные условия окупаемости и эффективности.

Еще одну проблему поднял председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. Минфин, планируя изменения, должен вести диалог с бизнесом и обязательно соблюдать адаптационный период. Не менее трех месяцев до введения в действие новых нормативов. Этот пункт, как подчеркнул Александр Калинин в беседе со мной, содержится в Директиве Президента № 4, но, к сожалению, частенько не выполняется, в том числе и налоговыми органами. Пример: Указом № 48 с 13 февраля введена административная ответственность за несоблюдение технических регламентов Таможенного союза и ЕАЭС — до 200 базовых величин. Документ не предусматривает переходного периода, хотя и ухудшает положение предпринимателей, торгующих товарами легпрома. Реакция на критику последовала немедленно. В указ уже готовятся изменения. Кроме того, по итогам совещания достигнута четкая договоренность: Правительство отныне будет обсуждать с представителями бизнес–союзов все планируемые реформы налогового законодательства.

А двигаться в смысле упрощения и снижения нагрузки есть куда. Ведь обогнав в рейтинге мирового банка Францию и Германию, мы отстали от самых близких союзников — России, у которой 49–е место по показателю «налогообложение», и Казахстана, он на 17–й строчке. К слову, в Казахстане давно произошла реформа отчислений в фонд соцзащиты, о необходимости которой постоянно говорят и у нас в Министерстве по налогам и сборам. Коротко суть: часть взносов платит сам работник, часть — наниматель. У нас нынче единая и самая высокая ставка — 34 процента, которая отлично стимулирует бизнес... на выплаты зарплат «в конвертах».

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 32 (24662). Четверг, 19 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter