Разговор на «островке безопасности»

Почти четыре часа продолжалась первая встреча участников дорожного движения с руководителями Госавтоинспекции в ходе акции «Партнерство ради безопасности»...

Почти четыре часа продолжалась первая встреча участников дорожного движения с руководителями Госавтоинспекции в ходе акции «Партнерство ради безопасности». Продолжительность разговора свидетельствует не только о количестве назревших проблем, но и об общем желании их скорейшего разрешения. «Не уйдем, пока не выслушаем большинство пожеланий и предложений», — готовность офицеров ГАИ к диалогу с общественностью подтвердилась еще и тем, что беседа с водителями продолжалась уже после официального завершения встречи. Так, одна из представительниц автомобильных клубов, по ее словам, была по–хорошему удивлена, когда заместитель начальника УГАИ МВД Василий Бульбенков подошел к ней со словами: «Мне показалось, что вы не вполне удовлетворены ответом на свой вопрос. Давайте я подробней объясню...»


Кроме Василия Бульбенкова, во встрече принимали участие начальник дорожно–патрульной службы УГАИ МВД Юрий Литвин, заместители начальника УГАИ ГУВД Владимир Пиульский и Максим Подберезкин, представители Минтранса, «Белтехосмотра», «Белавтодора», бюро транспортного страхования. Участников дорожного движения представляли члены семи автомобильных клубов, сообщества велосипедистов и минского скутер–клуба, а также руководители автобусных предприятий и читатели «СБ».


Надо сказать, что до сих пор неформальные сообщества автолюбителей, объединяющихся по принципу предпочтения той или другой марке автомобиля, слабо привлекались к обсуждению проблем дорожного движения. Между тем именно эта часть водителей наиболее деятельна, социально активна и неравнодушна к ситуации на дорогах и улицах — достаточно почитать интернет–форум любого автоклуба, чтобы убедиться в этом. Немудрено, что основные темы разговора задавались именно членами этих сообществ.


Утраченные мифы


Первая половина встречи носила характер пресс–конференции: сотрудники ГАИ отвечали на массу вопросов, накопившихся у автовладельцев. Были развеяны несколько мифов, бытующих в водительской среде. К примеру, вопрос: «Почему ГАИ не обращает внимания на нарушения со стороны пешеходов?» Ответ: «Это не так, только в этом году в Минске составлено более 15.000 протоколов на пеших нарушителей ПДД». Почему в случае наезда на пешехода виновником безоговорочно признается водитель транспортного средства? Это утверждение неверно: если экспертиза устанавливает, что водитель не имел технической возможности предотвратить наезд, виновным признается пешеход. Между прочим, по словам Василия Бульбенкова, около 90 процентов оштрафованных пешеходов нарушали правила сознательно. А наша газета уже трижды писала о случаях, когда пешие участники движения были привлечены к уголовной ответственности за создание аварийных ситуаций, повлекших тяжелые последствия. Наконец, почему ГАИ поголовно лишает водительских прав за любое мелкое нарушение? Ни о каком массовом лишении, сказал Максим Подберезкин, не может быть и речи: за прошлый год в Минске к ответственности за ДТП привлечено 6.617 водителей, из них правами поплатилось только 9,4 процента виновников.


Более всего присутствующих интересовали подробности балльной системы оценки нарушений. После разъяснения, какого количества изменений и согласований требует внедрение этой системы, последовало обещание, что проект будет опубликован в СМИ для обсуждения. Ряд вопросов (например, об обеспечении проезда организованных колонн, о частичной тонировке стекол, создании площадок для усовершенствования навыков вождения, о некоторых особенностях организации дорожного движения, о грядущих нововведениях в деле наказания нетрезвых водителей) решено взять на заметку и ответить на них во время последующих встреч.


Идеи и предложения


Наиболее интересную часть разговора составляли предложения участников дорожного движения. Лучше всех, по общему мнению, к выражению своих позиций подошли представители сообщества велосипедистов: они не только оформили идеи в виде брошюр, аргументировав эти идеи обобщенным опытом других городов по созданию сети велодорожек и велопарковок, но и устроили доходчивую видеопрезентацию с «говорящими» снимками проблемных точек. Скутер–клуб предложил собственные варианты преодоления множества препон передвижения на мопедах. Заместитель директора автопарка № 6 напомнил, что по вине водителей общественного транспорта совершается всего 0,03 процента ДТП и посоветовал лидерам автоклубов уделять больше внимания пропаганде культуры вождения и соблюдения ПДД.


Весьма подробно изложил свои предложения клуб любителей французских автомобилей («Франсмобиль»). В частности, речь шла об использовании средств фото– и видеофиксации в регулировании дорожного движения, о некоторых мерах систематизации регистрации и учета транспортных средств. «При смене марки мобильного телефона, — говорил представитель клуба, — мы не меняем SIM–карту. Почему бы не ввести такую же практику в отношении регистрационных номерных знаков автомобиля?»


Члены «Тойота»–клуба предложилиусилить контроль за мелкими нарушениями во время движения (соблюдение рядности, использование «поворотников» при маневрировании), обратили внимание на массовый характер нарушений при проезде перекрестков.


«Ауди»–клуб ратовал за разрешение использования аэрографии (художественного рисунка) во внешнем оформлении автомобилей. Доводы резонны: машина с уникальным рисунком становится почти неугоняемой, меньше шансов, что ее водитель вздумает скрыться с места ДТП, плюс красиво исполненный рисунок просто радует глаз... Это предложение, как и многие другие, будет рассмотрено дополнительно.


Присутствующий на встрече психолог Виктор Мазуркевич выступал за введение в автошколах предмета «Антистрессовое вождение» — эта идея получила горячую поддержку участников акции, но в то же время прозвучали сомнения (со стороны Министерства транспорта и коммуникаций) в наличии необходимого для реализации этой идеи числа психологов, особенно на периферии. Вероятно, эта идея сможет получить воплощение в виде эксперимента.


В целом от каждого сообщества поступило до 20 предложений и вопросов, все они будут доступны на сайте «СБ» (www.sb.by) в разделе акции «Партнерство ради безопасности». Там же предполагается размещать ответы ГАИ и других ведомств, другую информацию о ходе акции.


«Люди готовы и могут»


Напомним, основная задача акции «Партнерство ради безопасности» — наладить конструктивный диалог между ГАИ и участниками дорожного движения. Можно сказать, что первый шаг сделан: началась ломка стереотипов, довлеющих над участниками разговора. Сотрудники ГАИ увидели, что в среде рядовых водителей и пешеходов немало здравомыслящих людей, способных генерировать дельные предложения и всерьез обеспокоенных ситуацией на дорогах страны. В свою очередь, автолюбители убедились, что Госавтоинспекция в силах не только штрафовать и запрещать, но и прислушиваться к мнению участников дорожного движения. Впервые посмотреть друг на друга сквозь призму общей заинтересованности в предмете обсуждения — уже немало для развития диалога. А в том, что он будет продолжен, можно не сомневаться. Руководители ГАИ согласились, что подобные встречи должны стать регулярными и, в частности, поддержали идею клуба «Франсмобиль» о проведении ежемесячного «клубного дня» — мероприятия, на котором члены различных авто–, мото–, вело–, скутер–клубов могли бы встречаться с представителями ГАИ для обсуждения насущных вопросов. Конкретики в этом вопросе следует ожидать уже на днях.


Слово «партнерство» в названии акции — главное, на чем давно следовало сделать упор в обеспечении дорожной безопасности. Так подвел итог встречи председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник.


— Назрела настоятельная необходимость в привлечении общественности к обсуждению проблем дорожного движения, — сказал Юрий Петрович. — И по сегодняшней встрече заметно, что обычные водители и пешеходы хотят и могут деятельно участвовать в этом процессе. Наша ассоциация готова выступить с инициативой создания общественной организации, обеспечивающей реальное партнерство всех заинтересованных в обеспечении безопасности на дорогах.


О следующих встречах и ходе акции «Партнерство ради безопасности» будет сообщено в печатной и электронной версиях «Советской Белоруссии». Следите за публикациями!


Комментарии участников


Владимир Пиульский, заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома:


— На этой встрече, я думаю, было продемонстрировано общее желание сделать наши улицы безопасными, а дорожное движение — комфортным и беспрепятственным. Другое дело, что акцент оказался несколько смещен в сторону частных вопросов, не имеющих большого влияния на обеспечение безопасности. Взять хотя бы ту же аэрографию... Самые дельные идеи, в том числе и по изменениям в ПДД, оказались у велосипедистов и владельцев скутеров. Хорошо бы и автолюбители подошли к следующей встрече ответственнее, приложив больше усилий к выработке конкретных предложений.


Ольга Кабешева, «Мицубиси»–клуб:


— Верю, что начало конструктивному диалогу положено. Кроме того, нам было предложено по многим вопросам обращаться непосредственно к руководителям структурных подразделений без лишних формальностей: приходить по одному или группами, спрашивать, предлагать, обсуждать... Не знаю, что из этого получится. Уверена в одном: если не предпринимать попыток, то повлиять на дорожную ситуацию мы точно не сможем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter