Не потому ли наши футболисты такие "дохлые", что играют раз в неделю?

Разговор без памперсов

После того как наш футбол получил несколько затрещин, от которых у него темень перед глазами и звон в ушах, в редакцию пришло немало писем. Коротких, средних, длинных, но неизменно гневных. Одно из них прислал Владимир Лебедев из Пинска. Настоящий крик души на восьми страницах: о нехватке нападающих, инфраструктурной бедности, плохой технической оснащенности, мотивации и т.д. Главный вопрос, красной нитью пронизывающий буквально все послание болельщика со стажем: как мы докатились до такой жизни? Были ведь и совсем другие времена. Ниже — некоторые выдержки из письма рука об руку с комментариями футбольных специалистов.

Об уровне готовности


Читатель

«Тактические схемы — простейшие, техника — примитивная, физическая подготовка — не выдерживает никакой критики... Вспомните Дашу Домрачеву, умирающую после каждого финиша, и наших футболистов — любителей попинать мячик раз в неделю. Что нужно делать два месяца в Турции, чтобы так играть? В Советском Союзе все команды ехали к Черному морю и через две–три недели выходили на чемпионат — и при этом не с «весенним футболом». По–моему, этот термин в последние лет 20 и придумали...

Переносы, переносы... Вперед, назад... И как же справляются всякие там «Реалы» с «Манчестерами», играющие за сезон по 50 — 60 матчей, без переносов? Что ж там федерации такие бессердечные? Доводилось слышать: у них, мол, футболистов много. Так ведь и у наших клубов в заявке — где 30, где 40 работничков. Не потому ли они такие «дохлые», что играют раз в неделю, да летом еще перерывчик — жарко, мол. А зимой холодно».

Специалист


Николай Блашко, заслуженный тренер страны:

— Отличительной чертой советского футбола была хорошая физподготовка: многим соперникам проигрывали в технической оснащенности, но могли их перебегать. Когда я выступал за минский «Спартак», мы в марте выезжали в Сочи. Но в основном готовились к сезону в Минске. Над техникой в условиях утрамбованного снега и дикого холода особо было не поработать, а потому акцент делался на работу над физическими кондициями. Чуть ли не каждый день нам предлагались 15–километровые кроссы, упражнения были в основном с отягощением. Эдуард Васильевич Малофеев во главе «Динамо» любил проводить такие «разминки»: примерно за час до матча выпускал на поле — и давай гонять: бег, упражнения с мячом. Ничего — потом еще и во время матча носились как надо. Точно не знаю, какие нагрузки у футболистов теперь. Но предполагаю: не такие интенсивные, какие были раньше. Обратите внимание, как игроки разминаются. Дыр–дыр — и все фактически стоя на месте, без особого движения. Ладно бы в играх рвали и метали. Но ведь и этого не видно: многие к концу матча уже едва ноги передвигают. Например, в английской премьер–лиге бегают — не остановить. А наши пока раскачаются, что и заснуть недолго. Да и техника... Скучно, в общем. Поэтому народ на футбол и не ходит.

О желании


Читатель

«Бразильцы, испанцы, уругвайцы, югославы были техничнее, немцы, итальянцы, французы и те же южноамериканцы — тактически изощреннее, да и силушки им не занимать. Но буквы СССР внушали уважение, а порой и страх всему футбольному миру — с 1950–х до 1990–х годов... А потом — как отрезало. И это — не парадокс ли? — когда у футболистов завелись деньги, появились поля с подогревом, базы, наука и прочее. Зато желание биться за буквы на груди пропало напрочь. Посмотришь порой: идут наши парни, как на трудную неприятную работу, — надо, мол, Федя... А Криштиану Роналду улыбается... Люксембург искрит, глаза горят, каждый нерв звенит. А с нашей стороны «Не ждали» или «Приплыли»... Играйте же! Хватит делать из футбола работу! А кто забыл, что такое игра, — выйдите во двор, посмотрите, как там бьются в кровь мальчишки».

Специалист

Вениамин Арзамасцев, заслуженный тренер страны:

— Патриотизма, заряженности сейчас действительно стало меньше. У многих игроков на первом плане — получить хороший контракт и на этом все. Курсируют между клубами, на какой–то более высокий уровень не стремятся, и при попустительстве тренеров большинство попросту останавливается в своем развитии. А не надо бояться трудностей! Вспомните Радика Орловского. Ему из Москвы пришло предложение вместе с «Торпедо» отправиться на зарубежный сбор. Поначалу хотел ехать только уже под контракт, но я его убедил, что надо поехать и так, показать себя — поехал, показал, оформил отношения, сделал хорошую карьеру. Или вот посмотрите — Сергей Кривец. Думаю, в России в денежном плане он мог бы устроиться даже лучше, чем во Франции. Но нет — подписал контракт с «Мецем», наверняка в перспективе надеется попасть и в какой–то топовый клуб. Футболисты обязательно должны пробовать, стараться. Только так можно чего–то достичь. Но большинство, увы, ищет легкие пути.

О расширении высшей лиги


Читатель

«На каких стадионах (стыдоба!) играют, а федерация все идет навстречу: заходите, гости дорогие. Не секрет: большинство средних команд укомплектованы средними столичными футболистами (даже в низших лигах). Где уж тут растить молодежь? Полный цирк с расширением высшей лиги. Клоуны отдыхают. Как не порадеть за несчастных — пусть уж никто не вылетает (в России, как известно, 4 из 16 выскочили во второй эшелон!). Половина команд денег не платит — еще парочку добавим. И все это с заботой об игроках, зрителях... Безденежье, шаткое положение приводят к тому, что контракты подписываются на год, на три месяца... Представим Месси, у которого каждые три месяца меняется полкоманды? Что может в такой ситуации сделать тренер, как влиять на футболистов, которые уже по два раза за все белорусские клубы играли? Передвижной базар да и только».

Специалист

Людас Румбутис, член бюро исполкома ассоциации «Белорусская федерация футбола»:

— Считаю решение увеличить число команд в высшей лиге сначала до 14, а затем и до 16 правильным. В свое время сократив, мы лишили 50 — 60 футболистов — в основном молодого возраста — игровой практики на таком уровне, убили хорошую среду для роста. Все команды сейчас ставят во главу угла результат, мало доверяют молодежи — отсюда и последние неудачи на уровне молодежной сборной. Есть у нас достаточно много перспективных ребят, но в БАТЭ, «Динамо» или «Шахтере» им еще играть рано. Если бы в высшей лиге было 16 команд, молодежь могла бы оббиваться в условных «Витебске», «Граните» (становишься сильнее, только играя с сильными). Расширилась бы география. Бояться инфраструктурных проблем и того, что кто–то будет главным образом только проигрывать, не надо. Ведь именно выход в высшую лигу может стать тем самым стимулом для развития. Показателен пример «Слуцка», который пополнил элиту в прошлом году. Сколько было скепсиса: что за он, зачем нужен? А на выходе? Административное здание на стадионе в Слуцке достроили, народ ходит, команда в свой дебютный сезон может занять восьмое место. Кстати говоря, расширение высшей лиги в какой–то мере повлияло бы и на порочную практику годичных контрактов. Возросло бы количество хороших футболистов, а следовательно, и конкуренция между ними. Те, кто сейчас ходит из клуба в клуб в поисках лучшей жизни, больше держались бы за рабочее место.

О целях сборной


Читатель

«Ни одна сборная еще до начала отбора на мир не объявила, что цикл будет подготовкой к отбору на Европу. После такой «интересной» цели можно было и не играть вовсе с финнами, грузинами и «какими–то» испанцами. Смысла–то не было. Вот и сгоняли «товарняки»... А что результат плачевный, так ведь финны да французы по–нашему не читают. Не знали они, что наша–то цель — чемпионат Европы–2016!»

Специалист

Юрий Пышник, заслуженный тренер страны:

— Последние неудачи сборной — это следствие того, как у нас все выстроено на детско–юношеском уровне, да и вообще в футболе. Но и мотивационные настройки, конечно, важны. Все время, когда цикл складывается неудачно, мы поднимаем руки и заводим песню о том, что в следующем отборе уж точно все получится. Вот и сейчас, после поражений и отставки Георгия Кондратьева, уже поползли разговоры, мол, шансы потеряны, будем работать на перспективу. Абсурд! Как научиться хорошо воевать только в режиме учений? Когда приобретать опыт? Поражения сборной, БАТЭ и «Динамо» показали: нам тяжело действовать на одних скоростях с соперниками среднего европейского класса. Где–то здесь проблема в физподготовке, но и в психологии, конечно, тоже. Надо прививать себе привычку играть на повышенных оборотах все время. Малозначимый матч чемпионата или товарищеская игра сборной — разницы быть не должно.

bakerenko@sb.by

Фото Александра СТАДУБА, «СБ»

Советская Белоруссия №215 (24596). Среда, 12 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter