Как не превратить города в свалки и что находят на сортировочных станциях

Разделяй и выбрасывай

Недавно в столичных контейнерах для сбора макулатуры обнаружили сенсацию — раритетные книги. Наиболее ценным экспонатом, незамедлительно получившим от экспертов статус историко-культурной ценности, оказался церковный фолиант Compendinum theologiae moralis 1765 года. Бывшему владельцу, который оценил свое добро на вес макулатуры, теперь остается только кусать локти с досады и утешаться мыслью, что книга попала в Национальную библиотеку и послужит не одному поколению ценителей литературы. Корреспондент “НГ” отправился на линию по сортировке бытового мусора, чтобы узнать, как и кто из горы отходов извлекает ценные вещи.



Ведущий специалист ГУ “Оператор вторичных материальных ресурсов” Вадим Зубрицкий говорит, что бесценное издание чудом осталось целым: попади оно в стандартный контейнер для нераздельного сбора мусора — и упокоиться ему на каком-нибудь из полигонов под многометровым слоем бытовых отходов. “Владелец, хотя и совершил непоправимую для себя ошибку, однако оказался человеком аккуратным и ответственным. Все же является приверженцем раздельного сбора мусора, за который мы уже много лет ратуем с переменным успехом”.

Пока едем под Заславль, Вадим Зубрицкий вводит в курс современных тенденций:

— Таких сортировочных линий по стране установлено более тридцати. На них поступает “продукция” из контейнеров для раздельного сбора бумаги, пластика и стекла.

Сортировочная линия возле Заславля — самая молодая, ей едва стукнул год. Здесь работает всего 10 человек. Однако, несмотря на скромные размеры, установка пашет не только на сам Заславль, но и на 361 населенный пункт Минского района, за год переваривает до 5 тысяч тонн мусора. Для сравнения — весь огромный Минск раздельно собирает не более 30 тысяч тонн вторресурсов.

Площадка линии огорожена, въезд туда возможен только через специальные весы для прибывающих мусоровозов. Они, к слову, идут непрерывным потоком. Сбрасывают свою ношу прямо у подножия линии. Окрашенный в яркожелтый цвет агрегат поднимает добычу по ленте в проворные руки рабочих линии. Они сортируют мусор: стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтилен, бумагу отправляют в нужные контейнеры. Рабочий Николай на вопрос, находят ли что-нибудь ценное, отвечает с улыбкой: 

— К сожалению, бутылку с добрым джинном пока что не встречал. Вот компьютер, если постараться, можно и собрать. Их детали поступают регулярно — от мониторов до начинки системных блоков.

Директор ГП “Экоспецтранс” Владимир Левицкий, в чьем ведении находится сортировочная линия, несмотря на всеобщий скепсис, оценивает культуру местного населения по раздельному сбору мусора достаточно высоко. Даже в самых глухих деревушках люди научились собирать пластик, стекло и бумагу в отдельные мешочки:



— Однако люди бывают разные, — мы подходим к подножию ленты, чтобы осмотреть “ценности”. — Посмотрите, кому-то было лень нести эту автомобильную шину до контейнера с твердыми бытовыми отходами. Он умудрился затолкать ее в бак с макулатурой. Или возьмем эту пружинную основу от старого дивана. Ее вытряхнули из контейнера для пластика.

Здесь своя шкала ценностей. В первую очередь замечаются предметы, которые вообще не должны были сюда попасть. Те же ртутные лампы по закону необходимо утилизировать отдельно. Но их продолжают привозить. Отработанные батарейки, способные отравить все вокруг, тоже встречаются. Канистры изпод ядовитой бытовой химии...

— О, готовальню нашел! — один из рабочих вертит в руках черный пластиковый футляр. — Заберу домой, буду круги всякие чертить.

Впрочем, нежелательные или даже опасные находки случаются все реже. Такую оптимистичную тенденцию Владимир Левицкий связывает с тем, что система по раздельному сбору мусора наконец начала приносить плоды. Сетует на то, что опоздали с ее созданием: к этому нужно было приучать население хотя бы на два десятилетия раньше. Да и технологии сбора развиваются. Например, появляются контейнеры нового типа:

— Они сконструированы таким образом, что ту же автомобильную шину, канистру или даже просто пакет с разнокалиберным мусором туда поместить физически невозможно. Да и кошкисобакивороны проникнуть и растащить вторичные материальные ресурсы по всем закоулкам не могут.

На сортировочных линиях сложно найти что-либо ценное. Впрочем, вторичные материальные ресурсы — сами по себе уже большая ценность. Экономика здесь проста, все ВМР имеют свою цену. Например, за тонну собранного пластика “Экоспецтранс” выручит 370 рублей. А уже в следующем сезоне дачники будут хвалить качество произведенной из вторичного пластика пленки, а все мы купим мусорные пакеты...

Вопрос Вадиму Зубрицкому:

— Бытует мнение, что производство вторичного пластика обходится дороже, чем первичного. Так ли это?

— Чтобы произвести тонну нового пластика, необходимо вовлечь в оборот не менее 5 тонн сырой нефти. Зачем развивать импорт, если свое сырье буквально под ногами лежит? Есть и еще один аспект — экологический. Даже если по ряду причин выработка “вторички” обходится дороже, от нее все равно никуда не деться, нужно наводить порядок.

Кстати

Нефть из отходов

Минчанин Виталий Шаблов изобрел установку, которая способна вычленить молекулы нефти из синтетических материалов. Помещенные в агрегат пластик, резина, отработанное машинное масло под действием высоких температур распадаются на молекулы, проходят через фильтры и осаждаются в виде жидкой синтетической нефти. По словам изобретателя, такой вид топлива можно использовать для отопления домов или перерабатывать в качественный керосин, бензин и дизель. Сейчас Виталий строит 
более масштабную модель установки, которая будет способна перерабатывать до 5 тонн мусора в сутки
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter