В очередной раз перенесен отборочный матч мужских гандбольных сборных России и Украины

Разделяй и барствуй

В очередной раз перенесен отборочный матч мужских гандбольных сборных России и Украины в рамках
История эта началась не вчера и не позавчера. Но очевидно, что она разворачивается на наших глазах: Европейская гандбольная федерация (ЕГФ) играет в большую политику. Вот только на какой результат рассчитывает?



На прошлой неделе стало известно, что в очередной раз перенесен отборочный матч мужских гандбольных сборных России и Украины в рамках чемпионата Европы–2016. Вроде бы все понятно: организаторы соревнований стремятся избежать влияния политической ситуации на ход спортивного состязания. Так прямо и говорят («Европейская федерация не может позволить сторонам, не относящимся к гандболу, использовать наш спорт в своих интересах»), но вопросов после таких слов становится все больше и больше.

Первыми отреагировали в Москве.

Из заявления Федерации гандбола России

ЕГФ приняла решение перенести на июнь намеченный на 28 апреля отборочный матч ЧЕ–2016 между сборными России и Украины. В феврале ФГР уведомила европейскую федерацию о том, что во дворце спорта «Олимпийский» подмосковного Чехова пройдут две встречи европейской квалификации: 28 апреля Россия — Украина и 30 апреля Россия — Венгрия. Однако в Вене приняли решение не проводить этой весной игру с нашими географическими соседями в России, мотивируя это соображениями безопасности, причем эта встреча переносится вторично, ведь первоначально она должна была быть проведена на территории России еще осенью прошлого года. Тогда была озвучена идея провести встречу на нейтральной площадке в Бресте. При этом сборная России оказывалась в невыгодном положении. В каждом отрезке квалификации сборные проводят по две игры. Сборная Украины в Киеве принимала Венгрию, а наша команда в далеком Порту встречалась с португальцами. Расстояние от Киева до Бреста менее 600 километров, а из Москвы в Брест надо добираться на поезде почти 17 часов, так что фактически наши гандболисты должны были проводить на протяжении четырех суток две выездные встречи со сложной логистикой. В итоге в Вене приняли решение отложить проведение этой встречи почти на полгода... Заметим, что в гандбольной среде каких–либо проблем между россиянами и украинцами не существует. Достаточно сказать, что в составе двух сильнейших украинских мужских клубов играют пятеро россиян, двое из них игроки сборной. В российской Суперлиге выступают гандболисты с украинскими паспортами. В письме из Вены речь идет о том, что европейская федерация прежде всего заботится о безопасности, отвергая «политику и другие соображения». Однако, к сожалению, приходится говорить именно о двойных стандартах по отношению к нашей стране. В рамках прошлогодней квалификации на женскую Европу жребий свел Украину в одной группе с Данией и Австрией. Тогда именно по соображениям безопасности Украину обязали провести домашние игры с этими командами в словацком городе Михаловце, но гостевые матчи украинская сборная проводила в Австрии и Дании.

Раз уж в заявлении ФГР фигурирует Брест — звоним в Брест. Раз звучит тема гандбола — звоним в Брестский гандбольный клуб им. Мешкова, в чьем ведении находится дворец спорта «Виктория», единственный зал в городе, где возможно проведение матчей такого уровня. Спортивный директор Павел Башкин, правда, никоим образом не подтверждает, что с его клубом велись какие–либо переговоры по российско–украинской теме: «Никаких бумаг не было». А что же тогда было?

ЕГФ своим странным решением сама себя загоняет в угол. Ибо уже сегодня понятно, что в третий раз перенести игру Россия — Украина не получится. Квалификация должна завершиться в июне, летом состоится жеребьевка финального турнира ЧЕ–2016, который пройдет в январе в Польше.

И самое главное: почему, заботясь о безопасности, европейская федерация отменяет матч в Чехове, но ничего не говорит об ответном матче команд на украинской территории. Он запланирован на тот же июнь...



Может, действительно, ЕГФ пора вспомнить о Бресте и волевым решением приказать командам провести две игры на нейтральной миролюбивой белорусской территории. Павел Башкин уверяет, что никаких проблем с организацией такого рода поединков в Бресте не будет.

Собственно, это все известные истины. Однако в гандболе в последнее время стало столько политики, что порой она затмевает саму игру. Вспомните недавний чемпионат мира в Катаре. Тот самый, который из–за странной слепоты чиновников и шитых белыми нитками правил едва не завершился победой хозяев, а точнее, нанятых ими легионеров. А ведь ему предшествовал целый геополитический скандал. Сборные Бахрейна и ОАЭ отказались от участия в соревнованиях из–за разногласий их государств с Катаром по вопросу низложения президента Египта Мухаммеда Мурси и отстранения от власти возглавляемой им организации «Братья–мусульмане». Бахрейн, помнится, позже еще просил ИГФ вернуть его в число участников, но его уже заменили на Исландию.

ЕГФ играет в политику с не меньшим энтузиазмом. Косово, например, Европейская федерация гандбола признала едва ли не первой среди всех федераций по видам спорта и уж точно на несколько лет раньше Международного олимпийского комитета. Теперь вот налицо странная, иначе не скажешь, позиция по украинскому вопросу. В прошлом сезоне, вспомним, запорожский «Мотор», который тогда тренировал хорошо знакомый белорусским болельщикам Сергей Бебешко, последний домашний матч мужской Лиги чемпионов решением ЕГФ проводил в Венгрии, проиграл и не вышел в плей–офф. В этом сезоне запорожский ЗТР свои домашние поединки Кубка вызова проводит в Ужгороде, а «Мотор», который в декабре расстался с Бебешко, Лигу чемпионов играл в Киеве. Все так, но... В последнем туре запорожцы принимали польский клуб «Виве», после первого тайма вели 19:10, но умудрились проиграть. Виноваты, конечно, сами, чего уж говорить, но... Даже этот отрицательный результат мог позволить «Мотору» пробиться в желанный плей–офф, если бы четыре дня спустя венгерский «Пик» и датский «Ольборг» не сыграли между собой в устраивающую оба клуба ничью. Сыграли так, как редко бывает в гандболе, но никто и не стал копать тему «договорняка». Да и зачем, если всех все устраивает?

Насмотревшись на такое отношение к себе, сейчас «Мотор» намерен активно стучаться в двери SEHA–лиги. Запорожцы готовы играть в Ужгороде и вообще где угодно поближе к западной границе. Но известно, что в SEHA–лиге своя политика. Ее спонсирует «Газпром», а потому огромный вопрос, захочет ли газовый монополист пусть и косвенно, но поддерживать запорожский гандбол. Многое может проясниться на следующей неделе, когда в Веспреме пройдет «Финал шести». Туда едет БГК, туда наверняка отправят заявку и запорожцы, но чем все закончится, пока непонятно.

Хотя еще более непонятно, чем закончится история с отборочными поединками гандболистов России и Украины...

Лига чемпионов: на два сорта


При активном участии Герда Бутцека (помните этого немца, который в 90–е годы числился в замах у Спартака Мироновича в нашей федерации, а сегодня является одним из самых уважаемых функционеров мирового гандбола, возглавляя Форум гандбольных клубов — организацию, представляющую интересы 65 ведущих европейских команд) с сезона 2015/16 годов гандбольная Лига чемпионов существенно изменит формат. Число участников турнира в групповом раунде увеличится с 24 до 28. При этом будут образованы группы двух «сортов». Пулы «А» и «В» включат по 8 клубов, представляющих федерации с наивысшим рейтингом. Как будут высчитывать этот рейтинг, пока доподлинно неизвестно, но очевидно, что во внимание будут приниматься не только спортивные результаты, но и коммерческие — охват телерынка, посещаемость, реклама. По итогам двухкруговых турниров (по 14 матчей) два победителя групп получают право прямого выхода в четвертьфинал. Команды, занявшие места со 2–го по 6–е (всего 10 клубов), проходят в 1/8 финала. Еще два участника 1/8 финала добираются из числа представителей рейтинговых групп второго «сорта» — «С» и «D». Там по круговой схеме будут соревноваться 12 клубов (по 6 в группе, всего по 10 матчей). По два лучших в стыковых матчах «крест–накрест» (C1 — D2, C2 — D1) определят двух выходцев в 1/8 финала. Таким образом, на стадии 1/8 финала будут образованы шесть пар вместо традиционных восьми, в 1/4 финала — четыре. Завершит розыгрыш, как принято, двухдневный «Финал четырех».

Спортивный директор БГК Павел Башкин говорит об этом проекте так:

— Рейтинг каждой федерации будет высчитываться на основе анализа восьми показателей за последние три сезона, включая нынешний. Поэтому только после «Финала четырех» в конце мая станет окончательно понятно, какой рейтинг у Беларуси. Конечно, скорее всего, нам придется начинать с квалификации. Но это еще не все. Прежде чем думать о Лиге чемпионов, сперва нам еще нужно выиграть чемпионат страны.

Антон СЕРЕБРОВ.

Советская Белоруссия № 52 (24682). Четверг, 19 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter