Раввин Григорий АБРАМОВИЧ: Кворум десяти.

Зачем для молитвы собираться в коллективы?

Зачем для молитвы собираться в коллективы?

Никто не будет оспаривать роль коллектива в формировании человека. Находясь в коллективе начиная с детского садика, мы привыкаем и учимся тому, что вокруг нас есть другие, с похожим или противоположным мнением, соглашающиеся с нами или спорящие, те, которые становятся друзьями, или те, которые остаются лишь собеседниками. Обращаясь к Всевышнему со словами веры, надежды и мольбы, мы нередко задумываемся о тех, кто, как и мы, произносит молитву. И хотя наша молитва может не зависеть ни от коллектива, ни вообще от окружения, в иудаизме эта связь прослеживается. Еврейский закон, галаха, предписывает произносить ряд молитв и проводить церемонию чтения свитка Торы в миньяне. Миньяном называется кворум из десяти человек старше 13 лет, а в буквальном переводе это счет или число.

Сказанное в 82-м Псалме “Всевышний находится в общине Своей” уже много веков евреи воспринимают как доказательство необходимости молитвенного собрания. Упоминания о десяти мы встречаем в Книге Бытия, Чисел и Книге Рут. Согласно  утверждению рабби Халафта  в Книге “Поучения праотцов”, дух Всевышнего обитает среди десяти человек, находящихся вместе для изучения Торы. Талмудические трактаты Мегила (лист 23) и Софрим (10:7) подробно говорят о взаимосвязи литургии и молитвенного кворума.

Но, увы, даже 10 человек собрать порой не просто. Поэтому есть послабления в традиционном подходе — девять мужчин и один свиток Торы могут считаться как необходимый кворум из десяти.  Иерусалимский Талмуд  (Мегила 4:4) допускает, что в случае, если кто-то из десяти молящихся выходит, молитву стоит продолжать. В Прогрессивном иудаизме в миньяне принимают участие с мужчинами и женщины. А сегодня решаются вопросы, как проводить службу для ребят и девушек,  не достигших возраста еврейского религиозного совершеннолетия —13 лет для мальчиков и 12 для девочек.

В Книге пророка Исаии сказано: “А оставляющие Господа исчезнут”. Наши мудрецы поясняют, что эти слова относятся к тому, кто своим уходом нарушает  миньян, создавая сложности для произнесения ряда молитв, включая даже свадебные благословения. Порой задумываешься, к чему такие сложности, неужели молитва в коллективе из семи или пяти человек не будет услышана Всевышним? Да и  не стоит умалять значение личной молитвы. Но за этим вопросом стоит очень важный социально-педагогический аспект. Несмотря на современные достижения в передаче информации, тебя будут ждать в синагоге для молитвы в миньяне. Ты нужен этому небольшому коллективу молящихся для выполнения заповедей, как и он нужен тебе. Где-то в Восточной Европе возникла поговорка, что девять мудрецов не составят миньян, а десять простых, но соблюдающих заповеди евреев составят. Эта поговорка дает почву для размышления о том, что порой быть там, где без тебя что-то не произойдет так, как с тобой, крайне важно. И может быть, поэтому шесть раввинов из Москвы, Петербурга, Киева, Симферополя и Минска будут рады пригласить в центр Бейт Симха на Шорной 25 июня в 10.00 желающих принять участие в Утренней молитве в коллективе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter