Отважится ли Путин на перезахоронение всего кремлевского пантеона, включая Ленина

Расставание с прошлым

Отношение к советскому прошлому остается одной из самых болезненных тем...

Отношение к советскому прошлому остается одной из самых болезненных тем. С одной стороны, сама логика возникновения новых 15 государств на руинах СССР толкает их к тому, чтобы максимально дистанцироваться от советского наследия, выставить его в негативном свете. С другой стороны, распад большой страны сопровождался таким количеством негативных эффектов, что спровоцировал всплеск советской ностальгии. Поэтому к развенчанию советского прошлого стали подходить с большей осторожностью. В итоге во многих городах Беларуси, России, Украины по–прежнему в изобилии стоят памятники Ленину, а улицы носят имена Ленина, Карла Маркса и вождей калибром помельче, имена которых вряд ли о чем–то говорят молодому поколению.


Тем не менее полемика об отношении к СССР и его наследию то затухая, то разгораясь, продолжается. Иногда она принимает и вовсе гротескные формы. По Украине, например, в последнее время прокатилась настоящая война памятников. Украинские националисты совершают регулярные нападения на памятники советской эпохи, но и советофилы не остаются в долгу, портя многочисленные, как грибы после дождя, памятники Степану Бандере в Западной Украине.


Своим столь неоднозначным отношением к наследию СССР наши страны отличаются от бывших социалистических государств Восточной Европы и Балтии. Здесь десоветизация была стремительна и неумолима, зачастую принимая крайние формы. Связано это с тем, что советская власть сюда пришла только после Второй мировой войны и всегда воспринималась как нечто внешнее, наносное, а из коллективной памяти не успели изгладиться воспоминания о «докоммунистической» жизни.


Не то у нас. У нас несколько поколений родились и выросли при советской власти, не зная другой жизни. Дореволюционный период в коллективной памяти выглядит туманной древностью, почти Средневековьем. Кроме того, в общественном сознании наиболее четко отпечатались спокойные и относительно благополучные времена позднего СССР брежневской поры, а все то, что связано с террором и репрессиями, отодвинулось на второй план.


Советская ностальгия также связана с тем, что эпоха после СССР так и не смогла предложить каких–либо позитивных смыслов и символов взамен советских. Снести памятник, сбить серп и молот или звезду с фасада здания — дело нехитрое. Однако что предложить взамен?


Тем не менее процесс вытеснения советских символов как из общественного сознания, так и из окружающего нас пространства медленно, но идет. И есть основания думать, что этот процесс будет только ускоряться, ведь уже выросло целое поколение, для которого СССР — лишь факт довольно отдаленного прошлого.


Распространено мнение, что символом окончательного расставания с советским прошлым станет захоронение тела Ленина, а также ликвидация некрополя видных деятелей советской эпохи (включая Сталина) на Красной площади. Идея эта появилась довольно давно и особенно активно высказывалась в пылу идеологической борьбы в начале 1990–х. Однако потом стало не до этого, да и рост советского ностальгизма не благоприятствовал каким–то радикальным мерам. Все же российские власти продолжают попытки ослабить советское символическое присутствие на Красной площади. Так, было замечено, что в последние годы во время парада 9 Мая мавзолей Ленина «камуфлируется» специальными декорациями с российской символикой.


Тема возможного перезахоронения праха советских деятелей вновь взбудоражила российское общество в связи с открытием нового мемориального кладбища в подмосковных Мытищах. На сегодняшний день никакого решения по этому вопросу не принято и официальный Кремль хранит молчание. Однако в соцсетях идет активное обсуждение. В целом, насколько можно судить, отношение к этой идее равнодушно–негативное. Причем характерно оно не только для коммунистов и советофилов, но и для людей, настроенных в отношении СССР весьма прохладно. Основной мотив — люди устали от идеологических страстей и не видят смысла в перемещении мертвецов с места на место.


Владимир Путин известен вполне взвешенной позицией в отношении СССР. Так, именно при Путине была частично реабилитирована советская символика в виде возвращения мелодии советского гимна, да и в целом оценки советского прошлого стали гораздо мягче. Однако упрекать В.В.Путина в чрезмерном советофильстве или даже стремлении «возродить СССР» явно не стоит. Очевидно, позиция его такова, что Россия вправе гордиться советскими достижениями, но и не забывает о советских ошибках и преступлениях. А в целом советский период — перевернутая страница истории, возвращаться к которой не имеет смысла. Поэтому курс Путина в этом вопросе — осторожная и мягкая десоветизация.


Однако отважится ли российский Президент на окончательное символическое расставание с советским прошлым либо сочтет решение этого вопроса преждевременным, оставив его будущим поколениям руководителей, — пока неясно.

 

Советская Белоруссия №120 (24257). Вторник, 2 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter