Календарь и традиции

Расскажите, птицы

Сегодня мы настолько увлечены различными техническими новинкам, что иногда не замечаем, как набухают почки на деревьях, начинает зеленеть трава, как небо наполняется звоном птичьих голосов даже в мегаполисе.



 У белорусов, как и у многих других народов, птицы выступают символом свободы, неба, ветра, солнца, божественной сущности, роста, жизни, духа жизни, души, плодородия, высоты, богатства, предсказаний и вообще такого широкого понятия, как «верх». Причем этот «верх» в народной традиции нередко соотносится с понятием «рай». Именно поэтому в белорусском фольклоре так часто возникает смысловая параллель — «птушкi — душы». В белорусском языке место, куда улетают птицы на зиму, называется «вырай», что так созвучно слову «рай». Своеобразной всемирной «универсалией» выступает размещение птиц (по значимости — прежде всего сокола и орла) на вершине и ветвях «мирового дерева». Через символику птицы проходит определение социальных, возрастных и половых категорий жизни. Фольклорная интерпретация этих образов сохранила глубоко архаические мотивы, известные не только индоевропейцам, но и всему миру. Наиболее известные замещения образами птиц: девушка–невеста — «голубка», молодая женщина, отданная замуж на «чужыну», — «зязюлька», молодец–жених — «ясны сокал», мать, ушедшая в другой мир и тоскующая по своим детям, — прилетает к ним. Вообще широко распространена фраза «ускiнулася птушкай i паляцела» — как стремление преодолеть большие расстояния, реки и озера, любые препятствия, что практически невозможно сделать без помощи крыльев. А еще часто говорили: «Душа адляцела птушкай» — это уже про самую дальнюю даль...

Многие народы верили, что птицы способны предчувствовать приближающиеся природные катаклизмы. У нас предвестником страшных гроз и ураганов считали черного дятла — «жаўну». В том, что за этим что–то действительно стоит, я однажды убедилась сама, когда в районе Ракова перед страшным ураганом (сносившим крыши с домов, вырывавшим с корнем деревья) услышала в лесу особые, надрывные, похожие на рыдания звуки, издаваемые черным дятлом. «Жаўну» воспринимали у нас как некую «закрытую» и даже таинственную птицу.

Практиковались в народной традиции загадывания по полету птицы — «на долю», «на лёс», «на дабрабыт», «на здароў’е»... Увидав первый раз по весне в полете аиста, загадывали, кроме всего прочего, и на «быстрыню ног».

В народном искусстве белорусов символы птиц встречаются еще с неолита — в виде схематических отображений на бытовых предметах, в образцах мелкой пластики. Наиболее древними и широко распространенными у славян считаются изображения утки как символа благосостояния и петуха — олицетворяющего начало нового дня, восход солнца, исчезновение нечистой силы. Их изображения можно видеть на фронтонах домов, они выступают как излюбленные детские игрушки–свистульки. В виде уточек изготавливали черпаки, ковшики, солонки. Их же мы видим на деревянных разделочных досках для выпечки обрядового «печыва». Силуэты пернатых мы находим в узорах ткачества, особенно — на «ручнiках». Мастерски вылепленные из теста фигурки птиц украшают традиционный свадебный каравай.

Советская Белоруссия № 53 (24683). Пятница, 20 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter