Распутать кровавые загадки

Книжный навигатор
Александр Медведь. Вся жизнь — борьба. Литературная запись С.Канашица. Минск, Мастацкая лiтаратура, 2012.

«...Добрался я уже и в жизни до супертяжелого веса, семьдесят пять лет — это осень жизни, как ни крути. Дождь капает на мои ладони, разбегаясь капельками по морщинкам, или солнце улыбается в глаза. Я рад осени любой. «Ничего, — говорю я ей и подмигиваю, — мы еще поборемся, силы остались».

Так начинается книга серии «Жизнь замечательных людей Беларуси», герой которой — трехкратный олимпийский чемпион, легенда мирового спорта Александр Медведь. И хочется читать дальше — о страшном военном детстве, когда маленький Александр украл у немецкого офицера пистолет и спрятал в ящике с гречневой крупой, за что чуть не расстреляли всю семью. О том, что все Медведи служили лесниками и сам герой книги заядлый охотник. Как помогала в тренировках... косьба: была у чемпиона такая привычка — после тренировки траву косить. А повествования о зарубежных поездках во времена «железного занавеса»: под присмотром «комитетчиков», с пластинками «Битлз», привезенными украдкой... И, конечно, о спортивном закулисье. Сколько здесь сюжетов! Хотя бы история об ученике Медведя, который в начале 90–х разбросал банду уголовников, пристававших к его девушке, а потом чуть в тюрьму не угодил, — пришлось Александру Медведю вмешиваться, справедливость восстанавливать.

Историю жизни чемпиона записал известный спортивный обозреватель Сергей Канашиц, чьи остроумные и яркие материалы на страницах «СБ» наверняка вам известны. Получилось не официозное изложение фактов, а беседа, портрет эпохи и человека.

Хорхе Луис Борхес, Адольфо Бьой Касарес. Шесть загадок для дона Исидро Пароди. Новеллы. Издательство АСТ, Астрель, Москва, 2011.

Когда писатели–интеллектуалы берутся за форму массовой литературы, например, детектив, получается не просто увлекательное чтиво, а литературный эксперимент. Вот и Борхес с Касаресом, аргентинские классики, написали не просто детективные новеллы, но и вовсю высмеяли присущие этому жанру клише. А также свою собственную творческую среду. Пародия начинается уже с фигуры детектива. Кажется, это первый случай в литературе, когда персонаж, расследующий преступления, сам сидит в тюрьме. Некто Исидор Пароди, бывший цирюльник, был ложно обвинен в убийстве — причем все прекрасно знают, что обвинение ложно, однако двадцать один год нужно отсидеть. 

В камере Пароди читает газеты, заваривает мате, а еще к нему приходят в гости поэты, бизнесмены, светские львы, которые замешаны в таинственном убийстве. Гости вываливают на узника свои проблемы и комплексы, а тот, как Огюст Дюпен Эдгара По или Ниро Вульф Рекса Стаута, не выходя из помещения, виртуозно распутывает кровавые загадки. Невозможно не рассмеяться, когда изысканные посетители один за другим восхищаются образом жизни Пароди, который далек от суеты, ему не надо посещать эти ужасные клубы и светские приемы. 

Одна дамочка находит, что интерьер камеры свидетельствует о приверженности кубизму. Вот только дверь нужно переделать. Этим нелепым напыщенным болтунам помогает бороться со стрессом прочтение футуристического манифеста Маринетти, они не в состоянии понять, что их стихи могут не вызывать восторга, и выражаются романными штампами. Поэтому настоящие преступники легко обводят их вокруг пальца. И если бы не Пароди... 

Да и сами преступления зачастую нелепы. Проявить чудеса изобретательности, убить, подставить другого — и все ради того, чтобы опубликовать книжку, которую последовательно отфутболивают все издательства за бездарность. Конечно, для более полного понимания новелл неплохо знать литературную жизнь того времени, но и без этого чтение будет увлекательным. Мастера все же...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter