Расходы и доходы. Что первично?

На вопросы корреспондента СБ отвечает председатель Комитета государственного контроля Анатолий ТОЗИК.
На вопросы корреспондента СБ отвечает председатель Комитета государственного контроля Анатолий ТОЗИК.

- Анатолий Афанасьевич, ваше выступление на недавнем совещании у Президента по вопросам цен и доходов вызвало заметный общественный резонанс. С чем это, по вашему мнению, связано?

- Прежде всего с исключительной актуальностью рассматриваемых вопросов и с тем, что Комитет госконтроля имел непосредственное отношение к подготовке материалов к данному совещанию.

Получилось так, что на слуху больше оказались факты ничем не оправданного разрыва в оплате труда непосредственных производителей продукции и руководящих работников различного рода надстроечных чиновничьих структур, что дополнительным бременем ложится на цены товаров. Они были вскрыты при проверке ПО Витебскхлебпром, где зарплата руководителей почти в десятикратном размере превышала среднемесячную по республике, не говоря уж о селе. Аналогичная ситуация имела место и в ЗАО Витебскхлебопродукт. Подобный перечень можно было бы продолжить размерами зарплаты руководителей Барановичского отделения железной дороги и др. Конечно, простых тружеников такие рекорды в наше непростое время возмущают, отсюда и такой резонанс.

Но это лишь часть того, с чем выходил на совещание Комитет госконтроля.

В выступлении отмечалось и то, что правительством и спустя год после отчета у Президента о стиле и методах работы в сфере социально-экономического развития страны не разработан соответствующий нынешней экономической обстановке механизм ценообразования. Большинством товаропроизводителей цена по-прежнему рассчитывается по затратному методу: из суммы себестоимости и прибыли. Как результат этого - рост складских запасов продукции, которую нельзя продать, ибо сформированная в соответствии с таким порядком цена делает эту продукцию неконкурентной.

Выход, по нашему мнению, может быть только один: в ценообразовании исходить из цены, складывающейся на реальном рынке, т.е. в сфере обращения, а не в сфере производства, и от нее рассчитывать себестоимость и прибыль, отсекая все, что не позволяет обеспечить необходимые параметры.

В декабре прошлого года на совещании по вопросам заработной платы Президент очень жестко ставил вопрос о недопустимости положения, когда зарплата того, кто производит (речь шла тогда о мясе и молоке), в 3 - 4,5 раза ниже зарплаты того, кто перерабатывает. Комитету госконтроля пришлось напомнить, что правительству было дано Президентом прямое поручение устранить эти перекосы, однако практически ничего в этом не изменилось.

В стране давно назрела необходимость соединить в одну цепь производителя, переработчика и продавца. Тогда меньше будет неоправданных затрат, накладывающихся на цену продукции, и больше справедливости в распределении доходов.

- Так как речь пошла о доходах, чем Комитет госконтроля может способствовать их увеличению?

- Как орган финансово-экономического контроля комитет может и должен поставить надежный заслон прежде всего неэффективному использованию государственных средств и собственности. О том, что нарушений здесь немало, говорит такой факт - только в результате проверок за 11 месяцев т.г. восстановлено в бюджет использованных не по целевому назначению средств и возвращено государству собственности на несколько миллиардов рублей. Это первое.

Второе. Проверки Комитета госконтроля позволяют видеть и неиспользованные резервы, которые могут быть направлены на повышение доходов населения.

На наш взгляд, не используются многие возможности пополнения доходной части бюджета. Как правило, поиск дополнительных источников до сих пор основывался на усилении и без того высокого фискального компонента, а не за счет повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.

Государство, в частности, не реализует в полной мере свое право собственника по отношению к имуществу, находящемуся в управлении. Даже государственные унитарные предприятия, уставный фонд которых стопроцентно принадлежит государству, до настоящего времени производят в бюджет такие же платежи, как и негосударственные предприятия. В связи с этим полагаю, что государство как собственник не только вправе, но и обязано установить предприятию и отразить в его уставе порядок распределения прибыли, имея право на часть таковой. На сегодняшний же день такая статья пополнения бюджета отсутствует.

Еще одним источником пополнения бюджета является арендная плата от сдачи площадей объектов государственной собственности в аренду. На практике она остается в распоряжении учреждений как внебюджетные средства, и собственник (государство) не распоряжается данным источником дохода.

Беларусь - транзитная республика, тем не менее выгоды от нашего географического положения не всегда должным образом тоже используются. Недобираем мы в казну значительные суммы от международных автоперевозок и автобизнеса, от конфискованной на границе контрабанды, а также на таких традиционно прибыльных сегментах рынка, как реализация подакцизных товаров. Так, в результате снижения объемов производства и реализации водки и ликеро-водочных изделий за 9 месяцев т.г. бюджетом республики недополучено только акцизов в сумме около 18 млрд. рублей.

Экономически выгодно для любой страны производство лекарственных препаратов, особенно если имеется для этого сырьевая база. У нас же предприятия системы Фармация ежегодно поставляют в республику лекарственных препаратов на сумму около 117 млн. долларов США, в то время как отечественные фармацевтические предприятия концерна Белбиофарм могут сократить эту сумму как минимум на одну треть, увеличивая поставки своей продукции на внутренний рынок.

Проверки показывают, что есть резервы и в расходной части бюджета. Так, только что закончившаяся комплексная проверка Могилевской области выявила, в частности, что Могилевский облисполком за предыдущий год израсходовал на свое содержание средств на 37 процентов больше, чем было запланировано, причем эти средства затрачены в основном на приобретение дорогостоящих иностранных автомобилей, кондиционеров, магнитол и т.п.

В ближайшей перспективе Комитет госконтроля осуществит проверку выполнения указов Президента и постановлений правительства о сокращении расходов на содержание аппарата управления, а также расходов на содержание служебного автотранспорта в исполнительных и распорядительных органах.

В целом результаты проверок дают достаточно оснований для утверждения о том, что четверть, а по некоторым отраслям и треть, себестоимости, а она имеет прямую связь с ценами и доходами, - это бесхозяйственность и расточительное использование ресурсов, разбазаривание имущества и безответственность.

- Вы коснулись ближайшей перспективы в работе комитета. На дворе середина декабря, потому поделитесь, что еще планируется на первый год нового тысячелетия?

- До конца года коллегия Комитета госконтроля рассмотрит и утвердит план нашей работы на первое полугодие 2001 года. Он формируется достаточно объемный и напряженный. Назову лишь некоторые его позиции, имеющие непосредственное отношение к проблемам цен и доходов.

Планируется, в частности, проверить обоснованность затрат, включаемых в себестоимость при формировании тарифов на электроэнергию; проанализировать обоснованность отпускных цен на природный газ с целью выявления резервов для их снижения; проверить систему ценообразования на предприятиях, оказывающих бытовые услуги населению; изучить работу в концернах Белгоспищепром и Беллегпром по вопросам снижения себестоимости выпускаемой продукции.

Планируется также проверить соблюдение министерствами и ведомствами законодательства, регулирующего порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также внешних государственных займов; эффективность расходования средств, выделяемых на финансирование аграрного сектора экономики; осуществить проверки использования лесных ресурсов и правильности формирования цен на производимую из них продукцию, соблюдения порядка реализации обращенного в доход государства имущества и подакцизных товаров, целесообразности закупок лекарственных препаратов и медицинского оборудования предприятиями Минздрава и многие другие вопросы, непосредственно затрагивающие интересы широких слоев населения.

Главную цель этих и других контрольных мероприятий видим не в том, чтобы зафиксировать недостатки, а выявить глубинные причины, их порождающие, и внести предложения по их устранению.

В таком конструктивно-аналитическом ракурсе эта задача гораздо сложнее для решения, но иначе работать нельзя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter