Производственный бизнес испытывает кадровый голод

Раскадровка

Производственный бизнес испытывает кадровый голод...

Производственный бизнес испытывает кадровый голод. Раньше предприниматели на вопрос о трудностях с ходу отвечали: высокая аренда, сложности с выкупом помещений. Сегодня первая реакция: некому работать! Жалобы на то, что на поиск квалифицированного рабочего уходят дни и месяцы, услышишь и на официальном заседании, и в приватной беседе. И проблема касается Минска не меньше, чем регионов. Но, поймал себя на мысли во время заседания общественно–консультативного совета по развитию предпринимательства при Мингорисполкоме, целостного представления о причинах и следствии ситуации, похоже, пока нет ни у нанимателей, ни у представителей образования, ни у чиновников.


Конечно, генеральный директор предприятия «Адани» Владимир Линев — а совет собрался у него в гостях — из самых взыскательных работодателей. Когда под одной крышей не только само производство, но и собственный мини–НИИ, почти вся продукция уходит на экспорт, а ее добавленная стоимость может составлять больше половины от общей, избирательность при выборе сотрудника оправданна. Да и направление — выпуск рентгеновского оборудования — требует узкой специализации. Но когда руководитель сказал, что на некоторые вакансии приходится пробовать по несколько десятков человек, многие удивились.


Кандидаты недовольны заработком, который им предлагают? Владимир Линев уверен: дело не в заработке как таковом, а в не совсем адекватной оценке собственных сил. Соискатели часто требуют зарплату около тысячи долларов, а во время испытательного срока не могут справляться с обязанностями. Симптом? Директор не открещивается от того, что основная база навыков рабочего формируется год–другой уже на производстве. Но сетует на оторванность и профессионально–технического, и высшего образования от реальных условий.


Ректор Минского института управления Николай Суша критику принимает. А проблему видит в чрезмерной теоретичности вузовских программ:


— В университетах Японии лекционная часть обучения — это 10 процентов. Все остальное время студенты трудятся в лабораториях, оборудование в которых ничуть не отличается от заводского. А у нас? В университетах стоят послевоенные станки...


Здесь была озвучена, мне кажется, самая толковая идея: активнее создавать лаборатории, которых не хватает вузам, прямо на предприятиях. Заключать соглашения с учебными заведениями или организовывать собственные курсы. Понравился ученик — берешь в штат. Не захотел — получил свидетельство и пошел искать работу в другое место. Участники предложение поддержали, но дружно вздохнули при слове «лицензия». Никакая образовательная деятельность без нее невозможна. А на согласование программ, технических условий нужно немало времени. Почему бы Минобразования не пойти навстречу и не упростить порядок получения лицензий?


Есть и другой административный нюанс. Связанный с пополнением классификатора специальностей. Он хотя и растет ежегодно, но за то время, пока готовятся обновления, по свежим специальностям уже можно было бы начать подготовку. А не положено. Хотя на это чаще жалуется иностранный бизнес, желающий закрепиться на нашем рынке. Белорусские предприниматели о новых специальностях, увы, ходатайствуют куда реже. Интересно почему?

 

Советская Белоруссия №197 (24334). Пятница, 18 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter