Раиса Боровикова готова рисковать

Недавно, перечитывая русского писателя Виктора Конецкого, наткнулась на интересную цитату: "А раскрыться народы могут только через литературу.
Недавно, перечитывая русского писателя Виктора Конецкого, наткнулась на интересную цитату: "А раскрыться народы могут только через литературу. Никакая этнография тут не поможет. Правда, как мне кажется, литература показывает не само существо народа, а его мечту о себе, но, быть может, это синонимы?"

Мой собеседник - главный редактор литературного журнала "Маладосць" поэтесса Раиса БОРОВИКОВА.

- Раиса Андреевна, вы - известная поэтесса, лауреат Государственной премии, у вас всегда много творческих замыслов и вот теперь взвалили на себя редакторство журналом "Маладосць". И подписчиков у него почти не осталось, и холдинг, в который вошел журнал, в писательской среде пока воспринимается неоднозначно, а это значит, каждый номер издания будет рассматриваться пристально и критически. Сформулирую вопрос предельно просто: зачем вам это нужно?

- Наблюдая со стороны, я искренне недоумевала - почему за первое полугодие этого года не вышло ни одного номера журнала "Маладосць"? Другие литературные белорусские издания худо-бедно, но выходили, а "Маладосць" - нет. А ведь этот журнал финансировался на тех же условиях, что и остальные. Неужели этот проект такой "неподъемный"?

- И вы решили испытать свой редакторский талант... Любите риск?

- Да, испытать себя интересно. Впрочем, был еще и меркантильный момент. Для нашего писательского поколения "Маладосць" был любимым журналом, он пользовался авторитетом прогрессивного издания. Хотелось бы, чтобы так было и сегодня. Да, мы живем во время информационного взрыва. Но белорусская литература - мощное явление, которое переживет и этот взрыв. В те же 60-е годы на территории бывшего Советского Союза белорусская литература была, на мой взгляд, самой яркой из национальных литератур. В нее пришло так называемое филологическое поколение, появилось сразу несколько десятков литературных имен. В Москве, где я в то время училась в Литературном институте, работало несколько киосков, где продавались литературные издания республик. И та же "Маладосць", то же "Полымя", несмотря на то что выходили на белорусском языке, мгновенно раскупались.

- У вас есть команда, с которой вы осуществляете свои замыслы?

- Я считаю, что команда есть. Я не ошиблась, пригласив стать моим заместителем Алеся Бадака, известного поэта и поэта-песенника. В редакционной команде также Виктор Гордей - поэт моего поколения, Анатоль Козлов - интересный прозаик, Ольга Куртанич - поэтесса, прозаик, и совсем молодой поэт и критик Павел Гаспадынич.

- Раньше при журнале существовала серия "Бiблiятэчка "Маладосцi", в которой вышли первые книжки у многих сегодняшних известных писателей. Моя первая книга, кстати, тоже вышла в этой серии...

- Мне хотелось бы, чтобы "Бiблiятэчка" была. Но я не открою Америки, если скажу, что сегодня литературным изданиям выживать очень тяжело, и все упирается в финансы. Изданию "Бiблiятэчкi "Маладосцi" могли бы посодействовать какие-то благотворительные фонды, общественные организации. Теперь ведется строительство нового здания Национальной библиотеки, в котором принимает участие все общество. Когда произойдет открытие этой библиотеки, хорошо было бы, чтобы на самых главных ее полках лежали книжки сегодняшних молодых белорусских писателей. Чтобы всем показать, что мы способны не только построить прекрасное здание для хранения книг, но и пополнить его содержимое книгами национальных писателей.

- Может ли сегодня литературное издание быть самоокупаемым?

- Нигде, ни в одной стране, литературные издания не являются самоокупаемыми. Высокой литературой интересуется только определенная часть общества. Но разве это худшая часть общества? В нашу страну хлынул поток массовой литературы - детективы, фантастика, любовные романы. Но удовлетворяет ли эта литература духовный голод? Библиотекари говорят, что народ начал снова посещать библиотеки, читать классику.

- Чем же "Маладосць" собирается в ближайшее время удивить читателей? Не секрет, что в писательской среде высказывались сомнения насчет наполненности редакционных портфелей холдинга.

- Круг авторов не сузился. Наоборот. Некоторых приходится обижать отказом - возможно, мы завысили планку, но... Талантливых, ярких произведений хватает. В первом номере печатается "роман в деталях" совсем молодого прозаика, двадцатилетней Ольги Гапеевой. Называется "Рэканструкцыя неба". Очень интересно, необычно, увлекательно. Готовится к печати повесть тоже молодого прозаика Алены Браво "Каменданцкi час для ластавак". К названным добавлю имена Людмилы Дрожжа, Людмилы Андилевко, Татьяны Бессараб. Это что касается молодых... Современная литература будет представлена произведениями Адама Глобуса, Людмилы Рублевской (то есть твоими), Анатолия Крейдича, Владимира Михно. Будут опубликованы остросюжетный роман с элементами мистики Алеся Наварича под названием "Лiто›скi во›к", события которого происходят во время восстания Кастуся Калиновского, роман Анатолия Козлова "Мiнск i воран, Парыж i здань", повесть Анатолия Бутевича "Каралева не здраджвала каралю" - о любви 17-летней Софьи Гольшанской и 72-летнего короля Польши Ягайло. Разумеется, будет множество поэтических публикаций - от классики до дебютов. В первом номере в рубрике "Спадчына" печатаем киносценарий Михаила Пташука - автобиографическое, неожиданное произведение, написанное еще в 1995 году. Это станет, без преувеличения, открытием.

- А как насчет фантастики, детектива, эротики - самых популярных молодежных жанров?

- Что касается фантастики, то такую прозу мы прямо-таки выискиваем. А жаль... Ведь у нас как считалось? Белорусская поэзия - возвышенная, лирическая. Благодарение Богу, наш прекрасный язык позволяет передать тончайшие оттенки чувства. Совершенную мелодику. А вот проза якобы приземленная, бытовая. Существовало даже такое издевательское "крылатое выражение" квинтэссенции белорусской прозы - "Ганна завiхалася ля печы". К счастью, теперь в творчестве наших прозаиков хватает и приключенческого, и мистического, и детективного... Вот в жанре классической научной фантастики - мало. Нужно, чтобы и эта ниша была заполнена.

- А вот одна моя знакомая произвела ревизию своей домашней библиотеки и всю научно-фантастическую литературу сожгла во дворе у мусорных баков как антихристианскую.

- Все зависит от содержания конкретной книги, а не от жанра. Фантастика может быть очень тонкой, красивой... Она развивает интеллект. Вся наука начинается с фантастики, потому что вначале - мечта, а потом - жизнь.

- Недавно в журнале "Крынiца" печатался переведенный с украинского роман Оксаны Забужко "Полевые исследования украинского секса". В свое время публикация этого романа сразу же сделала Оксану Забужко всемирно известной писательницей. Но зато некоторые страны вроде бы объявили ее персоной нон грата - за оскорбление нравственности. Скандал... Но, с другой стороны, и к писательнице, и к украинской литературе привлечено внимание литературной общественности. Если вам принесут подобное произведение, вы решитесь его опубликовать?

- Я не могу сказать "нет". Если я пойму, что произведение вызовет широкий резонанс, то это будет на пользу журналу. Тут я уже рассуждаю как главный редактор - подскочит тираж, начнутся дискуссии... Да, нужно печатать и скандальные произведения. Я рискнула бы.

- На обложке обновленной "Маладосцi" - вопросительный знак... Да еще в зеркальном отображении. Что означает сей символ?

- Молодость - это время вопросов, ответы на которые находятся на протяжении всей остальной жизни.

- Каковы, по вашему мнению, перспективы холдинга "Лiтаратура i мастацтва", в который входит "Маладосць", и соответственно самого журнала?

- Во всем мире работают по такой модели. Мелким, одиночным предприятиям выжить сложнее. К тому же эта структура должна получить свое развитие, поскольку холдинг зарегистрирован как "редакционно-издательское предприятие". Правда, холдинг в мировой практике воспринимается как богатое, солидное учреждение, самоокупаемое, прибыльное. Но наш проект только начинает раскручиваться. Основная работа - впереди.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter