Работы много не бывает

.
...Известие о том, что он вместе с несколькими коллегами подлежит сокращению, Николай получил в самом конце рабочего дня. Услышав новость, не проронил ни слова. Молча переоделся, вышел через проходную предприятия. Доехал до дома, поднялся в свою квартиру. Долго сидел на кухне, куря сигарету за сигаретой, потом словно очнулся. Достал из стола нож, отрезал в ванной комнате кусок бельевой веревки, неумело соорудил петлю. Прошел почему-то в спальню, залез на стол, привязал веревку к люстре...

Несчастья не произошло - словно предчувствуя беду, в неурочный для себя час прибежала с работы Надя, жена Николая. Увидев мужа стоящим на столе с петлей в руках, с криком бросилась к нему. Уложила мужа в постель, присела рядом и долго повторяла одну и ту же фразу: "Ничего, Коленька, все образуется..."

Почему-то эта история почти пятилетней давности сразу же всплыла в памяти, стоило увидеть материалы недавнего заседания Витебского горисполкома. Ровные колонки цифр за безликими фразами типа "Прогнозы рынка труда", "Планируемые показатели сокращения численности работников" мало что говорят человеку, не испытавшему на себе кошмары безработного существования. Ибо потеря работы для большинства наших соотечественников - это не только, да и не столько потеря постоянного заработка. Безработица - это скорее социальный статус, статус бесправия и отстранения от продолжающей где-то кипеть жизни. Совсем не хочу сказать, что местные власти равнодушны к проблемам безработицы. Вот и на этом заседании звучало, например, что для сохранения управляемости рынка труда власти должны хвататься за все, что может переломить негативную тенденцию роста числа безработных. Или что обеспечение занятости населения было объявлено председателем Витебского горисполкома Владимиром Пелогейко одной из важнейших сфер деятельности исполкома. Человеку, попавшему под каток безработицы, совершенно безразлично, какими словами называется его существование.

Такая вот получается картина. С одной стороны, есть многочисленные усилия городских властей. Как сообщил на заседании исполкома руководитель городского центра занятости Павел Новиков, в прошлом году программа содействия занятости выполнена полностью. Создано, например, 4,5 тысячи новых рабочих мест, трудоустроено при содействии службы около 5 тысяч человек. Безработным было выдано 65 субсидий для организации собственного дела, почти 2,5 тысячи безработных направлены для переобучения.

Но есть, и это также все прекрасно знают, и другая сторона. Невзирая на усилия властей и соответствующих служб, безработица продолжает расти. По итогам 2001 года она составила 3,14 процента от всего экономически активного населения города.

А предприятия и организации Витебска уже представили в службу занятости информацию о предполагаемых сокращениях работников в 2002 году. Цифра эта превышает 3.000 человек. "Витязь" планирует уволить 420 человек, "Доломит" - 254, ВЗЭП - 200, мясокомбинат - 185, завод радиодеталей - 150... И так далее. Так что даже при условии выполнения всех мероприятий по обеспечению занятости населения число безработных в Витебске увеличится чуть ли не на 1.000 человек. Невеселая арифметика...

Председатель горисполкома назвал два возможных способа контроля за ситуацией на рынке труда. Прежде всего это, с точки зрения мэра, жесткий контроль за сокращением штатов вплоть до решения вопроса по увольнению каждого работника предприятия непосредственно с руководителем. Второй видимый мэру путь - оказание максимальной помощи малому бизнесу по созданию новых рабочих мест. Едва ли возможно разрешить эту проблему методом администрирования - кому, как не властям, знать, что руководитель предприятия найдет сотню способов сократить персонал, даже если исполком потребует отчитаться за каждого.

Создание рабочих мест в малом бизнесе - совсем другое дело. Этот путь - выход из тупика. Кстати, мой хороший знакомый Николай, с давней трагедии которого я начал свой рассказ, также пошел этим путем. И ничего, приноровился. Обходится, правда, без "мерседесов" и отдыха на Канарах, но и без денег семью не оставляет.

Заканчивая свое выступление на заседании горисполкома, Владимир Пелогейко предупредил присутствовавших: "Самое страшное - это незанятый человек, не получающий денег". Увы, милицейские сводки подтверждают сказанное.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter