Работай — не хочу

Экономика страны заболевает дефицитом трудовых ресурсов

Отечественная экономика заболевает дефицитом трудовых ресурсов

Самодостаточные роботы живут только в воображении кинорежиссеров и писателей-фантастов. На грешной земле даже самые умные машины мертвы без человека: любая техника требует обслуживания, ремонта, контроля. Словом, целого штата техников, слесарей, инженеров и других специалистов. А им требуется сфера услуг и социальная инфраструктура, которым также необходим персонал. Автоматизация промышленности повышает производительность, но не «убивает» рабочие места: вакансии не исчезают, а перетекают из одной отрасли в другую. В последнюю пятилетку уровень безработицы в Беларуси «крутится» вокруг планки 1 % от трудоспособного населения. Конечно, далеко не все уволившиеся регистрируются на профильной бирже. И это совершенно нормальное явление. Скрытая безработица существует во всех странах, она также учитывается по специальным методикам. Но кроме этих показателей рынок труда описывается целым рядом других параметров. А они свидетельствуют: экономика республики постепенно входит в стадию не борьбы за трудоустройство граждан, а дефицита рабочих мест.

Во все времена и века в каждой стране имелась «община» тунеядцев, которые заниматься созиданием не желали ни при каких обстоятельствах. Своеобразная психологическая болезнь «Емели на печи»: у одних врожденная, у других приобретенная. Поисками инструментов вычисления таких профессиональных безработных, определения их количества западные ученые занимаются уже не одно десятилетие, чтобы корректировать социальные гарантии, которые должны поддерживать граждан в тяжкую минуту, а не провоцировать эпидемию «ничегонеделанья». Какую сторону реальности отражают статистические данные о разных типах безработицы: колебания в ментальности населения или состояние дел в экономике, – вопрос достаточно дискуссионный. Поэтому оторвемся от этих надоевших и скучных данных и проанализируем параметры другой стороны медали рынка труда – спроса на рабочую силу.

Начнем с вакансий, которые поступают в службу занятости. На каждую из них в конце июля этого года приходилось всего лишь по 0,7 % зарегистрированных безработных. Другими словами, около трети рабочих мест так и остаются незанятыми по причине физической нехватки соискателей. В июле прошлого года работодателям везло больше: на одно свободное место приходилось 0,9 % нетрудоустроенных. В любом случае вырисовывается четкая тенденция увеличения дефицита кадров. Кстати, менее 3 % зарегистрированных безработных стали таковыми из-за сокращения или ликвидации организации: по причинам, на которые человек повлиять не может. Остальные остались без заработка на более-менее осознанной основе: нарушения трудовой дисциплины, увольнение по собственному желанию или соглашению сторон и так далее.

Далеко не все потерявшие работу идут на «биржу труда». Конечно, пособия в Беларуси, мягко говоря, невысокие. С другой стороны, основная функция службы занятости – трудоустройство, а не содержание лишившихся доходов. А рабочие места современная белорусская экономика предоставляет в избытке. Более того, работодатели все чаще поднимают вопрос: не хватает людей для дальнейшего динамичного развития предприятий и компаний.

Об этом свидетельствуют результаты мониторинга предприятий, который проводит Национальный банк. На дефицит рабочих рук как фактор замедления роста во втором квартале 2010 года указали 16,9 % респондентов – руководителей предприятий. Эта проблема заняла в рейтинге «тормозов» 6-е место, обогнав такие популярные «жалобы», как «наличие на рынке аналогичной импортной продукции», «налоговые платежи» и «административное регулирование цен». Даже в кризисный 2009 год на отсутствие специалистов сетовали 12,3 % опрошенных. Это в то время, когда большинство компаний по всему земному шару думали о сокращениях, а безработица в Европе и США била рекорды десятилетий. Тренд определился: растущая белорусская экономика уже надежно обеспечила нацию рабочими местами, теперь задача народа — снабдить предприятия трудовыми ресурсами. Но этот вопрос из разряда чисто экономических резко перетекает в социальный.

В последнее время все чаще обсуждается вопрос о размере пособия по безработице. Некоторые экономисты с политическими амбициями, желая войти в моду и получить известность, выдвигают самые смелые проекты по его увеличению. Одни предлагают довести его до уровня прожиточного минимума, другие – до $ 150—200. Правда, не известно, из каких финансовых ресурсов наращивать пособия и что делать с дефицитом трудовых ресурсов? В республике неплохо функционирует система переквалификации и обучения. Снизилась потребность в одной профессии — государство помогает освоить другую. А сколько рекламных объявлений коммерческих организаций висит о наборе персонала, причем компания обеспечивает предварительное обучение. Вариантов решения проблемы трудоустройства масса. Зарплата не устраивает? Так в республике удовлетворенность в менеджерах различного звена по некоторым специальностям не дотягивает и до 10 %. Никто не мешает стать специалистом по работе с инвестициями – работодатели с руками оторвут, и оклад будет приличный. Не хочется «мозги сушить»?! Тогда жизнь развивается по известной пословице: «Кто на что учился».

В самом начале кризиса несколько крупных предприятий решили внедрить у себя опробованный способ повышения устойчивости в кадровой политике и организовали для рабочих курсы по освоению смежных специальностей. Для обладателей нескольких профессий на заводе всегда найдется дело, независимо, штормит мировой финансовый рынок или нет. Благородная идея руководства предприятий, как говорят, не нашла массового отклика в рядах пролетариата, который пошел по пути наименьшего сопротивления. Ведь политической волей массовые сокращения не допускались, а поэтому проблема использования трудовых ресурсов предприятий в непростой экономической ситуации стала головной болью директоров. Что, в принципе, не совсем правильно.

Поэтому дискуссии о повышении пособий по безработице – разговоры в пользу ленивых, а не бедных. В конце концов, Конституция дарует человеку не только право на труд, но и на выбор. Жестко, но емко эту идею некогда озвучил Генри Форд, который утверждал: задача государства и бизнеса — дать человеку возможность заработать, но если ему хочется тунеядствовать и помирать с голоду – его право. Белорусский рынок труда сегодня позволяет зарабатывать всем белорусам. Более того, появляется необходимость в импорте рабочей силы. Но не только руководство страны и предприятий должно думать о благосостоянии граждан, но и сами граждане должны о нем позаботиться. Экономика требует сегодня квалифицированных кадров. И вписываться в конъюнктуру, повышая свои навыки и умения, или отлеживаться на печи – личное дело каждого… 

--------------------------------------------

От каждого — по труду…

Безработицу сложно назвать актуальной проблемой белорусского рынка труда. Средний показатель по республике – меньше процента, хотя и в России, и в странах еврозоны с начала года процент людей, вынужденно не задействованных в экономике, вырос в разы. Помимо этого, специалисты отмечают: в нашей стране увеличивается число вакансий. В столице, например, на одного безработного сегодня насчитывается несколько вариантов трудоустройства.

Как сообщает БЕЛТА со ссылкой на Главное управление политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты, на начало июля нынешнего года общее среднее образование имели 15,4 тыс. белорусских безработных, что составляет 39,5 % в общей численности не задействованных на рынке труда граждан. А 9,5 тыс. человек (24,3 %) имели профессионально-техническое образование. В свою очередь, как отмечают специалисты, сегодня каждый четвертый безработный в Беларуси имеет высшее или среднее специальное образование. Дипломом о высшем и послевузовском образовании могут гордиться 4 тыс. безработных (10,2 %), о среднем специальном образовании — почти 5,6 тыс. человек (14,3 %). При этом в министерстве отмечают: структура безработных по образовательному уровню с прошлого года не претерпела существенных изменений.

Как пояснили в Минтруда, каждый третий безработный в Беларуси был уволен по собственному желанию или соглашению сторон. Хотя в структуре безработных — не без уволенных по различным причинам. Так, 13 % были уволены по уважительной причине, 4,1 % — работавшие по гражданско-правовым договорам, 4,3 % — за нарушение трудовой дисциплины. Еще 2,7 % составляют уволенные в связи с сокращением штата или ликвидацией организации. Примерно 0,5 % нынешних безработных ранее занимались предпринимательской деятельностью.

Среди обладателей статуса безработного на 1 июля нынешнего года 3,7 % составляли инвалиды — их удельный вес в структуре безработных не изменился по сравнению с прошлогодними показателями.

Удельный вес выпускников учреждений образования сохранился на прошлогоднем уровне — 4,7 %. В частности, доля выпускников базовых и средних школ составила 3,1 % среди безработных, выпускников ПТУ, ссузов и вузов — 1,6 %. Кстати, к категории выпускников относятся те, кто в течение одного года с момента получения диплома об образовании не трудоустроен.

Всего же численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на 1 июля текущего года составила 38,9 тыс. человек — на 6,6 % меньше, чем год назад. Как говорят в Минтруда, анализ структуры безработных, их образовательного уровня, профессий и специальностей, а также анализ имеющихся вакансий используется при подготовке мероприятий по содействию занятости населения. Эти данные позволяют спрогнозировать развитие ситуации на рынке труда, обозначить основные проблемные точки и с учетом этого определить приоритетные направления деятельности госслужбы занятости.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter