Работать не за страх, а за совесть

Логойщина становится объектом все более пристального внимания

Новый год начался для Ирины Михайловны с хорошей новости: она стала почетным гражданином города Логойска. Такой высокой чести удостаиваются немногие, а уж среди работников потребкооперации и вовсе единицы. Тем более знаменателен сам факт общественного признания заслуг руководителя районной кооперативной организации, которая, по ее же признанию, всегда стремилась работать не за страх, а за совесть, целиком отдавая себя главному делу всей своей жизни.

В следующем году Ирина Парахневич отметит сорокалетие трудовой деятельности в потребительской кооперации. Причем исключительно на своей малой родине в Логойском районе. О таких говорят: где родилась, там и пригодилась. Хотя, наверное, можно было бы сменить место жительства, перебраться в столицу. Да и работу подыскать поспокойнее и престижнее — специалисты такого класса, как Ирина Михайловна, всегда были востребованы. Но она сохранила верность родовым корням и единожды сделанному выбору.

Когда возвращался из командировки, попутчицей в маршрутке оказалась коренная логойчанка, студентка одного из минских вузов по имени Оля. Признаюсь, был приятно удивлен, когда эта современная девушка с ноутбуком начала рассказывать о том, какая замечательная женщина — председатель правления райпо. В связи с этим припомнился давний случай, свидетелем которого стал в лучшем торговом комплексе райпо «Логойском пассаже». Один из покупателей преподнес Ирине Михайловне сувенир. И неважно, что подарок был копеечным, но зато, как говорится, от души. Тогда подумалось, насколько популярна и уважаема Парахневич среди местных жителей. Поэтому присвоение ей звания почетного гражданина Логойска было, на мой взгляд, логичным и закономерным.

Очень давно знаком с Ириной Михайловной, но до сих пор поражаюсь ее удивительному трудолюбию, самоотдаче и обостренному чувству долга. Даже незначительный успех она воспринимает как результат совместных усилий, а каждый промах — как собственную недоработку. Очень, например, переживала, когда после введения в строй таких знаковых торговых объектов, как «Логойский пассаж», обострилась проблема нехватки собственных оборотных средств. Но те тревоги и переживания остались уже в прошлом. Показателен в этом отношении минувший год, когда на 2,5 миллиарда рублей снизили кредиторскую задолженность, а собственные оборотные средства, в свою очередь, пополнили более чем на 3,4 миллиарда рублей. За одиннадцать месяцев чистая прибыль по райпо составила 5 миллиардов 341 миллион рублей.

— Если нынешний год сложится столь же успешно, — говорит Ирина Михайловна, — практически ликвидируем отрицательное значение собственных оборотных средств. Конечно, если бы ничего не строили, то не существовало бы и этой проблемы. Однако застой в любом деле чреват негативными последствиями. Чтобы динамично развиваться, надо делать солидные капиталовложения в обновление материально-технической базы, активно внедрять передовые технологии и современные подходы в организации кооперативной деятельности.

Специфика Логойского района в том, что расположен в нескольких десятках километров от белорусской столицы, а сам райцентр получил статус города-спутника. На его территории находятся такие объекты республиканского значения, как, например, горнолыжный комплекс «Силичи». Эти и другие факторы приходится учитывать кооператорам в повседневной деятельности. Насколько успешно, можно судить хотя бы по тому, что удельный вес потребкооперации в регионе составляет 57,8 процента. По сравнению с 2011 годом несколько снизился, но такова объективная реальность. Логойщина становится объектом все более пристального внимания со стороны коммерческих и иных структур, в последнее время здесь появились известные в республике новые частные промышленные предприятия. Судя по всему, этот процесс в дальнейшем будет набирать обороты, и надо отдать должное правлению райпо, которое действует на опережение, твердо отстаивая позиции потребкооперации.

По словам Ирины Парахневич, в минувшем году, который райпо завершило с очень хорошими результатами, акцент был сделан на реконструкцию действующих и открытие новых торговых объектов. Совершенно иной облик, в частности, приобрел универмаг в городском поселке Плещеницы. Это здание 1960 года постройки, в котором никогда не проводился капитальный ремонт. Модернизация с полной заменой торгового оборудования обошлась райпо в 1,8 миллиарда рублей, но и отдача, рассчитывают, будет соответствующей. Обновленный универмаг начал работать в марте, темп роста товарооборота составил 170 процентов. Показатель, прямо скажем, впечатляющий, несмотря на то, что в минувшем году по сравнению с предыдущим не было ажиотажного покупательского спроса на промтовары. Не зря говорят, что дело человеком ставится. В ноябре, например, получили лицензию на торговлю ювелирными изделиями, а уже в декабре товарооборот в новом специализированном отделе универмага достиг 66 миллионов рублей.

Универсам «Минский» расположен на окраине Логойска, в перспективном микрорайоне, где активно ведется жилищная застройка. Между тем магазин уже эксплуатируется более двух десятков лет и должен соответствовать нынешним требованиям и тенденциям. Поэтому вопрос о реконструкции торгового объекта воспринимался как само собой разумеющееся. Сказано — сделано. Работы были проведены в оптимальные сроки и в полном объеме, с заменой торгового и холодильного оборудования. За счет увеличения на 80 квадратных метров торговой площади появилась возможность значительно расширить ассортимент овощей и фруктов. Был установлен аквариум, и в продаже появилась живая рыба. Открыли также уголки детских непродовольственных товаров. Кроме того, организовали торговлю тортами и пирожными. И вот итог: розничный товарооборот в «Минском» после реконструкции возрос в полтора раза.

Кстати, насколько мог убедиться, о юных логойчанах в райпо проявляют особую заботу. В июле прошлого года в расположенном в центре города и пустовавшем бывшем здании администрации общепита потребительского общества открылся специализированный магазин детских товаров «Карапуз». По словам Ирины Парахневич, при принятии решения исходили из того, что Логойск обрел статус города-спутника белорусской столицы и по мере развития промышленной инфраструктуры появится больше молодых семей. Если, к примеру, в 2011 году в районе родились 402 ребенка, то в минувшем — 450 детей. Тенденция, согласитесь, обнадеживающая. Поэтому магазин рассчитан прежде всего на ребятишек ясельного возраста. С «Карапузом» попали, что называется, в десятку. Среднемесячный товарооборот в нем составляет около ста миллионов рублей. Сдерживающим фактором в наращивании объемов деятельности является небольшая торговая площадь. В райпо сейчас прикидывают, за счет чего ее можно было бы увеличить и, не сомневаюсь, найдут оптимальный вариант.

— В целом я довольна результатами работы в минувшем году, — рассказывает Ирина Михайловна. — Успешно выполнены основные прогнозные показатели развития. Особенно порадовала торговля, где темп роста розничного товарооборота составил 110,8 процента при задании 105,5 процента. Среднемесячная реализация на человека обеспечена на уровне 635,1 тысячи рублей. Это самый высокий показатель в Минском облпотребсоюзе и один из лучших в Белкоопсоюзе. Для сравнения, в 2011 году имели результат в 358,7 тысячи рублей.

Действительно, широко шагают логойские кооператоры. Причем не только в торговле, но и в остальных отраслях кооперативной деятельности. А в общепите вообще цифры зашкаливают: темп роста розничного товарооборота — 116,5 процента при прогнозе 103,5 процента. По общему мнению, успех достигнут прежде всего за счет открытия новых объектов. Показателен в этом отношении пример работающего по принципу фри-фло кафе «Беларускi куток» в райцентре. Посетители быстро оценили его по достоинству, и теперь среднемесячный товарооборот составляет 160 миллионов рублей. Популярностью у жителей и гостей города пользуется также ресторан «Логожск». При этом, обратите внимание, в объектах общепита оказываются различные дополнительные услуги. Взять хотя бы ресторан «Партизанский бор», по соседству с которым открыта гостиница. Имеется бильярд, установлены беседки, ну а для любителей легкого пара предусмотрена баня. Поэтому надо ли удивляться тому, что установленный прогнозный показатель по платным услугам превышен на 3,6 процентного пункта.

И все-таки надо признать, что наиболее весомый вклад в копилку райпо носят флагманы местной торговли. Такие, например, как универсам «Замковый» с 1,5 миллиарда рублей розничного товарооборота ежемесячно. Но даже такой впечатляющий результат меркнет в сравнении с «Логойским пассажем», где в минувшем году среднемесячная выручка составила 2,74 миллиарда рублей.

— Все решают кадры, — убеждена Ирина Парахневич. — Специалисты знают, что их знания, организаторские способности, старательность, обостренное чувство ответственности за порученное дело будут замечены и по достоинству оценены.

За примерами далеко ходить не надо. В апреле минувшего года первым заместителем председателя правления райпо стала Ольга Капустина. Ей было поручено курировать торговлю, общепит, платные услуги. При подведении итогов года оказалось, что по всем этим направлениям кооперативной деятельности получены блестящие результаты. Ольга Викторовна тоже уроженка Логойщины, окончила Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации и Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Прежде чем занять нынешнюю должность, работала товароведом, заместителем председателя правления райпо по заготовкам и зарекомендовала себя с самой хорошей стороны.

И таких людей в Логойском райпо немало. Когда же в товарищах согласье есть, то и дело спорится. По итогам января вышли на темпы роста розничного товарооборота и товарооборота общественного питания на 110 и 105 процентов соответственно, а по заготовкам от населения — вообще на 169 процентов. Среди наиболее значительных новых объектов, намеченных на этот год, — строительство трех мини-магазинов и придорожного кафе-бистро на трассе Минск — Витебск. В райпо убеждены, что реализация этих и других планов позволит еще больше укрепить позиции кооператоров в местном сегменте рынка товаров и услуг.

На снимке: высокое реноме универсама  «Минский» у покупателей поддерживают продавцы Екатерина КУЛИКОВСКАЯ, Лилия КРАСУЦКАЯ, Ирина КОВЗАН, Анна БЕЛАНОВСКАЯ, Татьяна ХОМИЧ 

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter