О Театре юного зрителя

Работа не для галочки

О Театре юного зрителя

Эпопея по возвращению Театра юного зрителя к родным пенатам длится уже шестой год. Завершить реконструкцию здания по ул. Энгельса, 26 строители планировали еще в прошлом сезоне. Не успели. Однако обнадежили: мол, 2013 год ТЮЗ–то уж точно встретит в новых кулисах. Но на календаре уже июль, а воз и ныне там. Театр по–прежнему играет спектакли на старенькой сцене Дома литератора. «Жилищные» проблемы, к сожалению, накладывают свой отпечаток: ТЮЗ теряет маленького зрителя.


Порой не каждому взрослому под силу высидеть полтора часа театрального представления. Раздражает и отвлекает буквально все: и бесконечная возня соседей слева, и перешептывания соседей справа, и шелест шоколадных оберток где–то в районе шестого ряда. От жестких сидений затекает спина и ноет шея. Взгляд все чаще опускается на часы, и концентрироваться на сценических интригах становится все сложнее... А попробуйте эти же полтора часа удержать внимание маленького зрителя! Вполне допускаю, что скучные серые стены и неудобные кресла Дома литератора способны отойти на второй план, когда на сцене есть лихо закрученный сюжет и харизматичные артисты. Но скакать зайкой–попрыгайкой вокруг жующих чипсы детишек наши актеры пока еще не готовы. Внимательный читатель сразу вспомнит резонансное происшествие в Гродненском драмтеатре, когда весь актерский состав после антракта отказался играть второе действие из–за шумного поведения маленьких зрителей. Случай беспрецедентный. Новость тогда облетела все информационные ленты: одни в единодушном порыве оправдывали позицию артистов, другие уличали профессиональную труппу в неумении преодолевать сопротивление зала. Возмущенные остановкой спектакля педагоги даже обратились в местную газету с жалобами на распоясавшийся театр. Мол, привели детей приобщаться к прекрасному, а нам фактически указали на дверь. У артистов своя позиция: не подготовленным к восприятию театральной действительности школьникам в храме Мельпомены не место. Пусть сначала научатся уважать чужой труд, а уж потом — милости просим.


Кто тут прав, кто виноват, я судить не берусь. Быть мудрым со стороны — наука небольшая. Очевидным считаю одно: приобщать детей к высокому искусству нужно с рождения. Вспоминаю, с каким нетерпением я ждала в детстве воскресного похода с родителями в театр. Мы приходили заранее, покупали программку и сладкую вату, изучали афишу и фотографии артистов. А что сегодня? В театр залетают на бегу, в перерыве между окончанием рабочего дня и вечерними девятичасовыми новостями. Заскочили, отсидели, галочку в ежедневнике поставили, побежали дальше. Дневная программа–максимум выполнена успешно. Ребенок, глядя на взрослых, тоже перестает ценить такие культпоходы «по вершкам».


Отсутствие интересных авторских пьес — еще один камень преткновения на пути к успеху у юных зрителей. Старые сценарии, созданные в лучших традициях советского утренника, современным школьникам кажутся уже банальными и наивными, а серьезных глубинных работ молодые авторы детским театрам не предлагают: боятся, что не поймут. Качество спектаклей тоже слишком часто оставляет желать лучшего. Детские антрепризные постановки превращаются в чисто коммерческие предприятия и перелицованные из популярных мультфильмов поделки, исполняемые в каникулярное время по четыре–пять раз в день. Юные умы сегодня поработили всевозможные лунтики и смешарики.


С постановщиками тоже беда: молодые режиссеры, даже те, у кого есть успешный первый опыт постановок для детей, панически боятся получить ярлык «детского мастера», тем самым поставив крест на своей дальнейшей карьере. А работать всю жизнь в декорациях «теремка» и «зайчиковой хатки» готовы немногие.


Жаль, если маленький зритель от театра отвернется, так и не поняв, чем бездушные, нарисованные компьютером лунтики отличаются от живых артистов.

 

Советская Белоруссия №125 (24262). Среда, 10 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter